О должном отношении к иночеству

О должном отношении к иночеству

I. Преподобный Зосима Соловецкий, память коего св. Церковь совершает в настоящий день, был родом Новгородской области из села Толвуя, близ Онежского озера. От юности возлюбив иноческое житие, он отказался от супружества и искал уединенного места для жительства. По устроению Божию встретивши инока Германа, жившаго (с преподобным Савватием) на одном из Соловецких островов, Зосима узнал от него, что этот остров лежит на Белом море, на разстоянии двух дней плавания от берега, совершенно не населенный и только изредка, в летнее время, посещаемый рыбаками, в прочее же время недоступный по причине бурь и плавающих льдов. На этом острове и вознамерился пр. Зосима начать свое пустынное житие и «упросил Германа довести его туда. Прибывши на остров, Зосима и Герман остановились близ одного озера, имеющаго пресную воду и, построивши кущу, или шалаш, совершили всенощное бдение и молили Господа, да благословит их новое жительство. Утром пр. Зосима, вышедши из кущи, был поражен необыкновенным светом, осиявшим место их остановки и, поднявши взоры к верху, увидел на воздухе изображение великой и прекрасной церкви. Познав в этом видении Божие благоволение к предпринятому ими намерению, одинокие насельники пустынного острова, воодушевляемые примером подвизавшагося здесь прежде пр. Савватия, начали свое иноческое житие, пребывая в непрестанной молитве, в гладе и жажде, зиме и наготе, возделывая землю для своего пропитания.

К уединенным подвижникам мало по малу начали присоединяться желающие спасения и таким образом собралось довольно братии. Пр. Зосима, устроив малую церковь в честь Преображения Господня, испросил благословение у новгородского архиепископа освятить храм: архиепископ прислал новоустооенному монастырю игумена Павла. Так положено начало знаменитой Соловецкой обители!.. Когда игумен Павел и другой, присланный на его место, Феодосий не могли снести суроваго климата и удалились, братия единодушно избрала игуменом пр. Зосиму, который и был рукоположен в Новгороде. По прибытии в обитель новопосвященного игумена, при первом совершении им Божественной литургии, Бог утешил братию чудесным знамением, свидетельствовавшим о достоинстве новаго настоятеля и о Божием к нему благоволении: лице пр. Зосимы просветлело, как лице ангела Божия, и во всем храме распространилось необыкновенное благоухание. И действительно, при пр. Зосиме обитель его быстро процвела, украсилась обширною соборною церковью и многочисленною братиею. Вскоре препод. игумен перенес в свой монастырь мощи пр. Савватия, начального подвижника, долго жившаго на острове и прославленного Богом нетлением и чудотворениями.

Пр. Зосима скончался в 1478 году 17 апреля, имев утешение видеть основанную им обитель благоустроенною и обезпеченною.

II. Божие благословение и дивная помощь, являемыя иноческим обителям православного отечества нашего, должны приводить нас, братие, к той мысли, что иночество составляет существенную потребность христианского общества, служит славою и украшением св. церкви.

а) В иноческих обителях разсадник пастырей и блюстителей православия, там возсиял многочисленный лик угодников Божиих, подающих чудодейственную помощь всем, прибегающим к молитвенному ходатайству их перед Богом – там, в поучение грешному миру, живо и действенно сохраняются святые уроки богоносных отец, благоугодивших Богу, преданный ими чин Богослужения и порядок жизни сообразный с духом христианской веры. Потому каждый член церкви должен питать в себе уважение к иночеству и содействовать возможными средствамик благоустроению и украшению иноческих обителей.

б) Особенно не должно доверять тем клеветам и хулениям, коими в настоящее время необузданное вольномыслие старается подорвать уважение православного русского народа к иночеству. Если нельзя порицать христианской веры за то, что многие из живущих в мире недостойно носят звание христианина, то так же несправедливо унижать иночество, если в нем являются немощные члены. Не несут иноки гражданских обязанностей наравне с прочими, живущими в мире, но за то иночество имеет высшее призвание к духовно-нравственному просвещению народа и доставлению религиозного утешения, – а, в этом отношении, заслуга иночества не может быть измеряема мерою вещественной пользы и осязаемой выгоды. Сотни тысяч православных богомольцев ежегодно стремятся в иноческие обители, даже самыя отдаленныя, как напр. обитель Соловецкая. – Кто может исчислить, сколько в этих богомольных путешествиях получается сердечной отрады, духовной мудрости, христ. терпения и силы к благодушному несению креста своего, сколько снимается тяготы, накопляющейся в душе человека от суеты и невзгод житейских.

III. Молитвами препод. Зосимы да избавит нас Господь от греха осуждения иноческой жизни, которая для всех труждающихся и обремененных на этом бурном море житейского плавания есть самая надежная пристань, подающая истинную отраду и утешение. Аминь. (Сост. с дополн. по № 13 Московск. Епарх. Ведом. за 1879 г.).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря




Написать комментарий