Память преподобного Антония Киево-Печерского

Память преподобного Антония Киево-Печерского

В княжние Благоверного Великого Владимира Святославича, самодержца земли русской, угодно было Богу явить светильника Церкви Своей и наставника инокам, приснопамятного мужа, преподобного и Богоносного отца нашего Антония.
Преподобный Антоний родился в г. Любече, с детства имел страх Божий и рано почувствовал желание принять иноческий образ. Господь Бог внушил ему идти в греческую страну и там принять пострижение. Святой Антоний немедленно отправился в путь, достиг города Константинополя, а отсюда и до святой Афонской горы. Здесь Антоний обошел святые монастыри, где много видел иноков, подражающих ангельскому житию. После этого св. Антоний воспламенился еще большей любовью ко Христу и, желая  подражать жизни св. иноков, пришел в один из монастырей и стал умолять игумена, чтобы он постриг его. Игумен, провидя будущую святую жизнь Антония и его добродетели, внял просьбе и постриг его в иноки, преподавши при этом и наставление в иноческом житии.
Св. Антоний старался во всем угождать Богу, пребывал в подвигах, в полном послушании и покорности. Все радовались о нем. Прошло немало времени с тех пор, как поселился преподобный Антоний на Святой Горе. И вот было от Бога игумену повеление, отпустить инока Антония в Россию. Игумен призвал его и сказал: «Антоний! иди опять в Россию, чтобы и там быть тебе примером и утверждением для других и пусть будет с тобою благословение Святой Горы!»
Преподобный Антоний, как бы из уст Божиих, принял это благословение, отправился в Россию и прибыл в город Киев. Размышляя, где бы поселиться, он обошел монастыри, но ни в одном из них не остановился: так было угодно Богу. Поэтому, св. Антоний отправился в горы и глухие места и пришел на Берестово. Здесь он нашел пещеру, которую выкопали некогда варяги, сотворил молитву и поселился тут, пребывая в великом воздержании.
После смерти благоверного князя Владимира, на Киевском престоле сел безбожный и окаянный Святополк. Он начал избивать своих братьев и лишил жизни св. мучеников Бориса и Глеба. Видя такое кровопролитие, преп. Антоний опять ушел на Святую Гору. Когда благоверный князь Ярослав победил Святополка и занял Киев, тогда стал известен своим благочестием, постничеством и разумением Божественного Писания пресвитер, именем Иларион. Живя в Берестове, он ходил на Днепр, на холм, где теперь место древнего пещерского монастыря. Тогда тут был непроходимый лес. Пресвитер Иларион выкопал здесь небольшую пещеру, около 2 саженей, и подвизался в ней втайне, пребывая в псалмопении и молитве. В это же время игумену монастырей Св. Горы, где проживал св. Антоний, было извещение от Бога: снова послать Антония в Россию, так как он нужен там. Призвав преподобного, игумен сказал ему: «Антоний! Богу угодно, чтобы ты снова шел в Россию, и пусть будет с тобою благословение Св. Горы». При этом игумен предсказал, что от него произойдет много черноризцев и, благословив св. Антония, отпустил его со словами: «Иди с миром». Принявши благословение, преп. Антоний снова прибыл в Киев, взошел на холм, где пресвитер Иларион выкопал себе малую пещеру и, возлюбив  место это, вознес  слезную молитву Богу, говоря: Господи, да будет на месте этом благословение св. Афонской горы и молитва отца моего, который постриг меня, и утверди меня поселиться здесь». Сказавъ это, преподобный остался на месте этом. Он начал строго-подвижническую жизнь, пребывал всегда в молитве; в пищу употреблял хлеб сухой да воду, и то через день, а иногда даже и через два. Нередко же, пребывая денно и нощно во бдении, Антоний не принимал пищи и целую неделю. Многие, узнавши о святой жизни подвижника, приходили к нему, приносили все необходимое, прося благословения. Некоторые из посетителей изъявили желание и жить с ним, таков был, например, блаженный Никон. Тогда же пришел к преподобному Антонию в пещеру и преподобный Феодосий, имея 23 года от роду. Антоний повелел блаженному Никону, тогда уже иерею и опытному черноризцу, постричь молодого пришельца.
По прошествии многих лет умирает благоверный князь Ярослав, а княжеская власть в Киеве переходит к старейшему сыну его Изяславу. К этому времени преп. Антоний уже прославился своими добродетелями по всей земле русской, подобно великому подвижнику Антонию Египетскому. Узнал о святой жизни преп. Антония Печерского и Христолюбивый князь Изяслав. Он пришел к нему с дружиною своею, прося себе благословения и молитв. С этого времени молва о преп. Антонии стала распространяться еще больше; все его почитали, а многие начали приходить к нему и для пострижения. Он принимал их и постригал. В то время прибыл к преп. Антонию блаженный Варлаам, сын боярина Иоанна, потом Ефрем, евнух княжеский, и оба они, согласно своему желанию, по приказанию преподобного были пострижены блаженным Никоном. За это пострижение преп. Антонию с братиею пришлось много претерпеть. Боярин Иоанн, со множеством слуг, прибыл в пещеру с яростью, разогнал Богоизбранное Антониево стадо, сына своего, блаженного Варлаама, извлек из пещеры, сорвал с него монашеские одежды и, облекши его в светлые боярские одеяния, насильно отправил в свои палаты. Разгневался на преп. Антония и сам князь Изяслав, узнав о пострижении боярского сына Варлаама и евнуха своего Ефрема. Князь повелел взять блаженного Никона, постригшего их, и с гневом и яростью угрожал отправить его вместе с Антонием и братиею в заточение, а самую пещеру их раскопать. Видя такой гнев князя, преп. Антоний решил оставить пещеру и идти с братией в другую страну. Узнав об этом намерении преподобного, княгиня стала умолять князя, чтобы он гневом своим не отгонял рабов Божиих из своей области. При этом княгиня указывала на пример гнева Божия, постигшего отечество ее, землю ляхскую, за изгнание черноризцев. — Князь Изяслав внял просьбе княгини, убоялся Бога и послал к преп. Антонию с мольбой возвратиться старцу на свое место. Послы нашли лишь на третий день и умоляли его именем князя возвратиться. Преп. Антоний послушался, и снова пришел в свою пещеру, непрестанно молясь Богу, чтобы Он укрепил его и братию мужественно переносить всякие, наносимые врагом добра, напасти и бедствия. Бог услышал его молитву и распуганные овцы его стада снова возвратились с миром к своему пастырю. Снова стали стекаться в пещеру жаждущие спасения, умоляли преподобного избавить их от греховного пути, просветить и наставить на путь спасительный. Преп. Антоний с любовью принимал всех и, научая, как следовать Христу, повелевал блаженному Никону постригать пришельцев. Так собралось около Антония 12 человек. Выкопали обширную пещеру, устроили в ней церковь и келлии, существующие и по сей день в пещере, в коей Антоний прожилъ 40 лет.
Собравшейся вместе братии преп. Антоний однажды сказал: «Вот, братие! Бог вас собрал; вы имеете благословение от Святой Горы, игумен которой и меня постриг в иноки, а я — вас: да будет на вас благословение первое от Бога и Пресвятой Богородицы, а второе — от Святой Горы». Сказав это, св. Антоний возвестил братии: «Живите одни, я поставлю вамъ игумена, а сам хочу жить в уединении, как и прежде». И поставил им преподобный в игумена блаженного Варлаама, а сам, избегая всякого мятежа и молвы, затворился в одной из келлий обширной пещеры. Скоро, однако, Антоний переселился оттуда на другой холм и начал копать новую пещеру, которая теперь находится под великим пещерским монастырем.
Блаженный же игумен Варлаам и братия, приняв благословение от преп. Антония, продолжали жить в первой пещере. Мало-по-малу братия размножалась. Место для общего моления в пещере оказалось тесным, и явилась мысль поставитъ небольшую церковь вне пещеры. Тогда пришли игумен и братия к преп. Антонию и сказали ему: «Отче! братия размножается и мы не можем вмещаться во время соборного пения в пещере: повелением Господним и Пресвятой Богородицы и твоею святою молитвою благослови поставить нам церковь малу вне пещеры», — и благословил им преподобный.
Поклонившись ему до земли, братия возвратилась и начала созидать над пещерой небольшую церковь Успения Пресвятой Богородицы. По устроении церкви, в игуменство блаженного Варлаама, князь Изяслав создал церковь каменную, во имя св. Великомученика Димитрия, своего покровителя. При церкви князь устроил монастырь, пригласив на игуменство в нем блаженнаго Варлаама. Князь, надеясь на богатство, желал возвеличить свой монастырь и сделать его превосходнее Печерского. Но намерение князя осталось тщетным: много монастырей богатством царей и бояр устрояется, но не таковы они, как те, кои поставляются молитвою святых и слезами, пощением и бдением. Так и преп. Антоний не имел золота и серебра, но, слезами орошая, насадил и возрастил несравненный монастырь Печерский. После того, как блаженный Варлаам перешел в монастырь св. Великомученика Димитрия, оставшаяся без игумена братия, после совещания, пришла к преп. Антонию с такими словами: «Отче! поставь нам игумена». Он сказал: «Кого же вы xотите?» — «Кого хощет Бог, Пресвятая Богородица и ты, честный отче», — ответила братия; и сказал им преподобный: «Тот, кто среди вас послушлив, кроток и смирен, и пусть будет вашим игуменом». Тогда братия попросила себе преподобного Феодосия, строгого подвижника и «во всем благоискусна». Антоний благословил его на игуменство, братия же числом 20 человек, поклонилась Антонию земным поклоном, радуясь о таковом поставлении. Приняв игуменство, преп. Феодосий начал с еще большим усердием великие подвиги, пребывая в строгом посте и горячих слезных молитвах. Подвигам нового игумена много помогало благословение и молитва наставника его, преп. Антония, жившего в уединении. Число братии стало после этого еще более увеличиваться и вскоре возрасло до ста человек. Преп. Феодосий, видя это умножение иноков, стал совещаться братией об устройстве монастыря. Потом он отправился к преп. Антонию и сказал ему: «Отче! братия еще более размножается, — не поставить ли нам монастырь?» — Антоний с радостию сказал: «Благословен Господь Бог, да будет с вами молитва Пресвятой Богородицы и отцов, живущих на Святой Горе, и да помогут они вам». Сказав сие, он послал одного из братий к князю Изяславу, говоря: «Княже Христолюбивый! Бог умножает братию, место же мы имеем тесное. Поэтому просим, благоволи дать нам гору, которая находится над пещерою». Князь, услышав слова эти, исполнился радости и послал своего боярина, чтобы тот дал им просимую гору. На этой-то горе преп. Феодосий и братия его основали большую деревянную церковь, украсили ее иконами, поставили много келлий и оградили монастырь столбами, куда и переселились иноки из своих пещер. С этого времени монастырь этот стал называться Печерским, так как прежде черноризцы жили в пещере. После этого преп. Феодосий, будучи игуменом, задумал утвердить свой монастырь, кроме чувственного ограждения, оградою мысленною, т. е. чинным уставом иночествующих не только в затворе, но и в монастыре. И начал он, как пишется в житии его, искать правила монастырского, в чем также споспешествовали ему благословение преп. Антония и его молитва. Ибо по благословению и молитве св. Антония, при содействии Божием, нашелся тогда честный Михаил, инок святого Студийского монастыря. Он прибыл с митрополитом Георгием из Греции. К этому-то Михаилу и обратился преп. Феодосий с вопросом об уставе отцов Студийских: — как поются у них песнопения, что и когда читают, как держат поклоны, — спрашивал о стоянии в церкви и седании на трапезе, о роде пищи и днях поста. Подробно узнав обо всем этом от Михаила, а также от блаженного Ефрема евнуха, посетившего святые места, преп. Феодосий установил все это и в своем монастыре, а отсюда уже и все русские монастыри приняли устав. Поэтому-то монастырь Печерский первенством и честию почтен пред всеми монастырями.
Память преподобного Антония Киево-ПечерскогоВ игуменство преп. Феодосия, добродетельному управлению коего столь много споспешествовали благословение и молитва св. Антония, прибыл в монастырь и преп. отец наш Нестор, летописец Российский, писатель настоящего жития, имея 17 лет от рождения, и, как сам пишет здесь, по благословению и совету преп. Антония, с радостью был принят игуменом Феодосием. Преп. Нестор, объясняя, почему монастырь прозвался Печерским, в летописи своей передает вкратце о подвигахъ первоначальника того монастыря, преп. Антония. О чудесах его свидетельствует еще и блаженный епископъ Симон и его сподвижник Поликарп.
Преподобный Антоний, проводя уединенную жизнь в другой пещере, славя Бога в молитвах и подвигах, преуспевая во всех добродетелях — телесных и душевных, восходил от силы в силу. Поэтому и прославил его Бог: преподобный просиял в земле Российской различными чудесами, — наиболее же даромъ исцеления и прорицания. Он оказался и врачем пречудным и пророком Российским. Чудотворное врачевание Антония проявлялось следующим образом: преподобный старец сам ухаживал за болящими и молитвою своею исцелял их; при этом давал больным особое зелье, благословив его и сотворив над ним молитву. Вкушая сие врачевство, страждущие получали исцеление от всякого недуга. Чудотворно врачуя больных, преп. Антоний подражателем такого врачевания оставил блаженного Агапита. О пророческом даре св. Антония свидетельствует, между прочимъ, следующее обстоятельство: однажды три князя — Ярославичи — Изяслав, князь Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский, собираясь в поход против половцев, пришли к преп. Антонию ради благословения. Он же, провидя духом гнев Божий на них, прослезившись, предрек им, говоря: «Ради греховъ ваших, вы будете поражены варварами, многие из воинов ваших будутъ потоплены в реке, некоторые будут томиться в плену, прочие падут от острия меча». Сие пророчество и сбылось на реке Альте, откуда едва спаслись бегством сами князья: Изяслав и Всеволод — в Киев, Святослав же — в Чернигов; а поганые половцы, рассеявшись по всей земле Российской, губили ее и уводили в плен жителей. Пророчествовал также преп. и Шимону, сыну Африкана, князя варяжского, бывшему в битве вместе с князьями. Он предсказал ему избавление, по благодати Божией, от смерти во время битвы с половцами, а также и его погребение в церкви Печерской, по прошествии многих лет. Пророчествовал и о чудотворном созидании этой церкви — и все это сбылось. Ибо сам Шимон, по возвращении с поля битвы, поведал преподобному: «Лежал я, говорил он, среди убитых, покрытый ранами; но неведомая сила Божия унесла меня оттуда и исцелила мои раны, и всех воинов своих я нашел невредимыми». Говорил также Шимон и об исполнении пророчества о построении церкви: «Видел я дважды на воздусе подобие церкви, имеющей устроиться, в которой я должен был быть положенным; видение это было при реке Альте и еще раньше на берегу моря, когда я был изгнан дядею моим Якуном; от княжения варяжского я бежал в Россию к князю Ярославу». — Сказав это, Шимон благословение Божие о создании церкви, предсказанном преподобным, засвидетельствовал и самою вещию. Он принес с собою пояс и золотой венец и вручил это преп. Антонию, говоря: «Я снял сии предметы с образа Иисуса, распятого на кресте, когда уходил из своего отечества. При этом был глас Господень, да измерится этим поясом основание церкви, подобие коей я видел и в коей, по твоему предсказанию, я буду положен по смерти. Венец же этот пусть будет повешен над жертвенником». С такою ясностью свидетельствовалось согласие Божия благоволения с пророчеством Антония. И еще более подтвердилось это пророчество, когда, по прошествии многих лет, в построенной каменной Печерской церкви первым был положен Шимон.
Летописец вспоминает еще о тяжкой напасти, которую претерпел преподобный: князь тьмы, диавол, попытался чрезъ князя Изяслава, как некогда прежде, удалить преподобного Антония от стольного града Киева и с этою целью устроил таковое смятение: после предсказанной Антонием победы половцев над русскими князьями, киевляне стали побуждать князя своего Изяслава идти с ними против разсеявшихся по Руси врагов. Князь не согласился; тогда они произвели крамолу и освободили из темницы бывшгео в плену, в Киеве, полоцкого князя Всеслава, коего и сделали своим князем. А Изяслав бежал в землю ляхскую. В седмимесячное же княжение Всеслава Изяслав выступил против него в союзе с Болеславом Смелым, королем ляхским. Всеслав, оставив княжение, тайно бежал к Полоцку. Тогда Изяслав, заняв Киев, следуя наущению диавольскому, стал сильно гневаться на преп. Антония: кто-то пред Изяславом оклеветал его, говоря, будто преподобный любил Всеслава, советовал ему и, таким образом, был главным виновником происшедших смут. Между тем, преп. Антоний служил тогда в пещере болящему Исаакию Затворнику, которого диавол, явившийся во образе Иисуса Христа, прельстил к плясанию и оставил чуть живого. Искуситель, завидуя служению святого, прилагавшего старание к выздоровлению Исаакия, усиливался удалить Антония от служения болящему Исаакию и ради этого возбудил Изяслава изгнать преподобного от прделов Киевских. На некоторое время диавол достиг желаемого. Черниговский князь Святослав, узнав, что брат его гневается на преп. Антония, прислал за ним ночью и взял его в Чернигов. Антоний, избрав место близ города, в горе Болдыне, выкопал здесь пещеру, где и поселился. На этом месте после был устроен монастырь. Но не долго ликовал ненавистник добра. Князь Изяслав вскоре, поразмыслив лучше и убедившись в незлобии святого мужа, понял действия искусителя и, почувствовав жалость, послал к Святославу в пределы Черниговские, умоляя Антония возвратиться в область Киевскую, к своему Богоизбранному стаду. Кроткий и смиренный сердцем, Антоний преклонился к молению князя и возвратился к братии своей, которая в его отсутствие напоминала овец, не имущих пастыря. — Так не угодно было Богу, «да сей всесветлый светильник, российское светозарное солнце, преп. отец наш Антоний в ином граде, кроме Богоспасаемого града Киева, начинанием благочинного жития иноческого просвещает. Господу было угодно, чтобы откуда возсиял светъ православной веры во всю Российскую землю чрез благоверного князя Владимира, оттуда распространились и лучи совершенного закона постнического чрез преп. Антония. После таковой напасти не изнемог преподобный; стал проходить еще большие подвиги, труждаясь в пещере, доколе в конец не победил «некрепкую» силу диавола. Изгоняя, по Евангельскому слову, прелестный род сей молитвою и постом и прочими добродетельными трудами: бдением, стоянием, безчисленным коленопреклонением, он никогда не оставлял своей пещеры, хотя вся жизнь его в том тельном месте была безпрерывной бранью с миродержителем тьмы века сего. Не оставлял также преподобного и прежний дар чудотворения, но проявлялся еще в большей мере. Он стал прилежно заботиться о пророченной им каменной церкви Печерской, о которой и свидетельство благоволения Божия принял от Шимона. Посоветовавшись с преп. игуменом Феодосием, он прилежно молился Вышнему Тектону (Строителю), чтобы Он Сам непорочными руками Своими благословил и помог создать дом непорочной Матери Своей — Владычице нашей Богородице. Ибо, подражая Давиду, преподобный говорил: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии». Когда в таковой молитве подвизался св. Антоний, о чудо! не отлучаясь никуда из Печерскаго монастыря, он вместе со своим другом, преподобным Феодосием, как некогда преславный чудотворец Николай Мѵрликийский, явился чудесно в Константине-граде и, предстоя Царице Небесной, Пресвятой Богородице, от Которой и золото принял, внушил каменноздателям идти в Россию для создания Печерской церкви, по повелению Небесной Царицы.
Греческие каменноздатели прибыли и возвестили о таковом великом чуде. Слыша сии чудеса, свойственные древним мужам — Гедеону и Илии, изумился преп. Антоний. Когда каменноздатели стали спрашивать о месте для созидания повеленной от Пресвятой Богородицы церкви, преп. Антоний молился въ продолжение трех дней, чтобы Сам Бог в Троице указал знамением с небес место достойное для жилища Царицы Небесной. И тогда, по внушению Божию, прибыл князь Святослав к собравшимся на избрание места для церкви и подарил для этой цели собственное поле. Мало этого; Сам Царь Славы, Иисус, явился преп. Антонию в первую ночь его молитвы и сказал: «Антоний! ты обрел благодать предо Мною». Слыша это, преподобный испросил у Господа знамение в ту ночь, чтобы по всей земле на утро была роса, а на месте церкви знамение суши. Во вторую ночь он испросил на всю землю сушу, а на место церкви росу. В третий же день благословил это место и золотым поясом Христовым, полученным от Шимона, приказал отмерить 30 поясов в длину и 20 — в ширину, как и было повелено Шимону свыше. При этом, по молитве св. Антония, с неба сошел огонь, который не только сжег деревья, но и самую землю ископал. Так чудесно было приготовлено место, где теперь сияет святая чудотворная, небеси подобная, Печерская церковь.
Благословив чудесно место и начало здания церковного во Св. Печерской обители, преп. Антоний начал и сам приготовляться к отшествию к церкви нерукотворенной, вечной, пребывающей во обителях небесных, о которой св. Иоанн в откровении писал: Господь Бог Вседержитель, храм Ему есть (Апок. 20, 22). И Царица Небесная, явившись во Влахерне, предуказала каменноздателям: «Сей Антоний, благословивший вас на дело, сам отходит на вечный покой. Феодосий же отойдет после него, во второе лето». Но в каком приготовлении нуждался преп. Антоний? Имея добродетельное жилище в пещере, как во всегдашнем гробе он  мог  говорить с Апостолом: по вся дни умираю (1 Кор. 15, 31). Также мог сказать он не ложно и с пророком: уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя (Псал. 118, 60). Готовый сам, будучи в сердце своем праведен, не смущаясь о делах своих, он душевно тревожился только о том, чтобы Богоизбранное стадо его не оставить смущенным, в каковом желании преподобному исполняется Апостольское слово: обдержим же есмь от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше; а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради (Филип. 1, 23-24). Преподобный Антоний, чувствуя приближение времени отшествия своего, утешал чад своих, обещаясь, что и по разрешении от тела он не оставит того святого места, на коем подвизался; но всегда будетъ наблюдать и посещать его,  заботясь и помогая живущим на нем и притекающим с верою к нему. Сие благонадежное обещание преподобного было дороже всякого наследия, особенно потому, что отходящий в вечность подвижник дал слово молитвами своими ходатайствовать, чтобы, как сам, оставляя тело, исполнился покаяния и был извещен о прощении, — так, чтобы и остальные, имеющие любовь к нему, прежде отшествия сподоблялись покаяния и получали помилование.
Итак, пребыв в другой пещере 16 лет, скончал в ней преподобный временное житие свое и отошел в жизнь вечную, десятого июля, в лето от создания мира 6581, а от Рождества Христова 1073. От рождения же в 90-ое, в княжение Святослава Ярославича, князя Киевского, в царствование Романа Диогена, царя греческого. — Честные мощи преп. первоначальника обители были положены тогда в пещере, в которой он скончался, под великим монастырем. Но как сам преподобный в жизни своей удалялся от глаз человеческих, моляся Богу втайне и уединении, так и мощам своим испросил дарование быть удаленным от людей. Ибо надлежало нашему российскому законодателю сподобиться равного дарования с законодателем израильским. Подобно тому, как Моисея при жизни не могли лицезреть во свете сияния, когда он принес Израилю закон с горы Синайской, точно также не могли и преп. Антония, живущего в пещере, видеть во свете дел добрых, когда он принес закон для земли Российской с Афонской горы. Мощи Моисея, израильского законодателя, сокрыты от зрения, также сокровенны от взоров и мощи преп. Антония, российского законодателя. Честные мощи эти Сам Бог, дивный во святых Своих, чудотворно возбраняет видеть, ибо многие, имевшие дерзновение раскопать место, где положено честное тело преп. Антония, были наказаны чудесно снисшедшим огнем и долго и много страдали телом, доколе не покаялись в своем дерзновении. Но хотя святые мощи Антония невидимы для нас, однако помощью всегда с нами и близки ко всем призывающим его. Они творят много чудес, помогая всем, с верою притекающим к честному гробу преп. старца. С особенною силою отгоняют они от людей тьму бесовскую, как истинный свет и во тьме темного гроба светящийся; свет, коего тьма бесовская никогда не может обнять, — он всегда блистанием своим разгоняет  темные силы ада. Святые останки преп. Антония избавляют также и от различных  недугов, воюющих не только на тело, но и на самую душу, как узнал св. Иоанн Многострадальный. Сей угодник, ведя борьбу с нечистыми страстьми в продолжение трех лет и много претерпев, будучи искушаем на блуд, пришел ко гробу преп. Антония, молился здесь день и ночь, и вот он услышал глас преподобного к себе: «Иоанн, Иоанн, надобно тебе затвориться здесь в пещере, чтобы борьба твоя уничтожилась уединением и молчанием, и Господь поможет тебе». Иоанн сделал это и благодатию Божиею по молитве преп. Антония, был спасен и победил свои нечистые телесные страсти, хотя они и вооружались против него вместе с духами нечистыми в продолжение почти 30 лет, как пишется в жизни его.
Не оставил, согласно обещанию своему, преп. Антоний святгоо места подвижничества. Непрестанно заботясь о нем, явился он, по успении своем, с преп. Феодосием в Константине-граде. Здесь он имел совещание с греческими иконописцами об изображении св. икон для церкви Печерской; дал иконописцам достаточно золота, как и прежде дал его строителям, и послал иконописцев в Киев, в свой Печерский монастырь, к его игумену, блаженному Никону, как пишется в сказании об украшении св. Печерской церкви.
Во всех обещаниях своих преп. Антоний оказался достоверен и благонадежен: он обещал любящим его помогатъ по отшествии своем, чтобы они, живя на святом месте том, кончали жизнь покаянием и сподоблялись помилования. Обещание сие на деле исполнилось, например, на блаженном Еразме, черноризце печерском. Этот инок, скорбя о золоте, потраченном на украшение церкви, впал в тяжкий недуг, быв близок к кончине, лежал 7 дней без чувств и все-таки не мог скончаться без покаяния и быть погребенным на том святом месте. И вот, в 8-й день явился ему преп. Антоний с Феодосием и сказал: «Мы молились Богу о тебе, и Господь даровал тебе время для покаяния». Еразм тотчас выздоровел и, покаявшись совершенно, был помилован, а в третий день скончался, сподобившись быть причтенным ко святым, как сказано в житии его.
Прославим теперь и мы Вседаровитого Человеколюбца Господа за дарование такого чудотворного первоначальника иночествующих в земле нашей Российской, преподобного Антония, коего подвиги, совершенные втайне, в уединении пещерном, никому из людей невозможно описать или разсказать, но только Самому Сердцеведцу, ведующему безвестная и тайная, ведомо это, и написано пространно в книгах живота вечного. Поэтому, нам  более прилично не столько повествовать о великих подвигах Антония, сколько прилежно молитъся, «да и мы обещания его благонадежного общинцы будем» и сподобимся жизнь свою кончить в покаянии и помиловании и тако с преподобным сим первоначальником Антонием, как чада со отцем, в книгах живота вечного имена наши написанные обрящем, благодатию и человеколюбием Господа и Спаситля нашго. Аминь! 

Источник: Киево-Печрский Патерик, или сказания о житии и подвигах Святых Угодников Киво-Пчрской Лавры. — Jordanville: Тѵпография прп. Иова Почавского. Holy Trinity Monastery, 1967. — С. 8-20.  Элктронная библиотка russportal.ru

Написать комментарий