О согрешающих и не хотящих каяться

О согрешающих и не хотящих каяться

Всякий грех, в котором человек истинно кается, не повторяет его и заглаждает добрыми делами, – прощается ему. Только грехи неверия, нераскаянности и ожесточения не отпускаются, потому что неверующие, нераскаянные и ожесточенные грешники не приносят покаяния. Всяк грех и хула, говорит Господь, отпустится человеком; а яже на Духа хула, не отпустится (Мф. 12,31); под хулою на Св. Духа осуждается упорное неверие, нераскаянность и отчаяние. Итак, все эти грехи – грехи страшные. А между тем, к великой скорби, сколько есть еще людей, причастных к оным! Сколько еще можно встретить несчастных, говорящих: «Погибать так погибать: все равно меня Бог не простит!» – и с этими словами глубже и глубже падающих во глубину зол? Чем образумить таковых? И как подать им руку помощи, чтобы похитить их из власти сатаны? Будем молиться за них; а вместе, пока еще есть время для них на покаяние, будем и вразумлять их. Как? Да и от собственного рассуждения, и от слова Божия, и от учения святых отец. Сегодня, например, дадим им урок первый от наставления последних.

В Прологе, в слове о согрешающих и не хотящих каяться, между прочим, читаем следующее: «Многие из согрешающих часто говорят: «Будучи исполнен греховного смрада, как я могу приблизиться к Господу? И как могу умолить Его, лютыми одержим грехами?» О, брат, зачем такая безнадежность? Приди к Богу, и получишь великое дерзновение... Ибо не столько сам ты себе спасения желаешь, сколько хочет его Бог. Не говори же: «Что мне теперь делать; погиб я!» Ты имеешь Врача, Который силен излечить всякую болезнь и всегда хочет исцелить тебя от твоего недуга, если только откроешь оный Ему и исповедаешь пред Ним твои прегрешения. Покаяние делает чистым кающегося. Хорошее дело, чтобы не грешить, но благо и то, чтобы, согрешивши, покаяться, как больному избавиться от болезни и стать здоровым. Не то зло, что упадешь; но то худо, когда, упадши, не встанешь, а будешь лежать. Скажешь: «Я смертно согрешил»? Но скажи мне: кто же и без греха на земле?.. Помни, что сказано: глаголи ты прежде беззакония твоя, да оправдишися (Ис. 43, 26). Плачь, пока есть время на покаяние, чтобы не пропустить времени и не дожить до того, когда оного уже не будет. Будем делать доброе, пока можем. Не столько отец любит сына, сколько Бог любит кающегося. И человеколюбие Божие настолько велико, что Он ни от одного из кающихся не отвращается, и желающий спасения во всякое время может оное найти. «Так и разбойник не временем спасся, но только верою и тем, что осудил себя по делам своим и тем себе сокровище Царства Небесного снискал».

Итак, грешники нераскаянные, очиститесь от своего неразумия и раскайтесь. Видите, что говорят святые отцы: «Не столько сам себе желает спасения человек, сколько желает ему оного Господь; и не столько любит отец сына, сколько кающегося любит Бог; и милосердие Божие настолько велико, что Господь ни от одного из кающихся не отвращается». Зачем же, после этого, оскорблять беспредельную благодать Божию? И зачем лишать себя благодатного источника духовных исцелений покаяния? И зачем от бесконечно любящего Отца бежать к злейшему врагу – сатане? Очнитесь же, повторяем, и не отчаивайтесь. Тяжки ваши раны греховные, но ведь Спаситель наш силен исцелить раны всего мира. Бесчисленны ваши грехи, но бесконечно и милосердие Божие к кающимся грешникам. Не отчаивайтесь же, но сокрушайтесь о своих грехах и скорее спешите к Господу. Раскройте пред Ним греховные недуги ваши, и несомненно получите от Него прощение ибо в этом неложным свидетелем для вас становится Он Сам: обратитеся ко Мне, говорит, и обращусь к вам (Зах. 1, 3). Обратися ко Мне, и избавлю тя (Ис. 44, 22). В этом же уверит вас и возлюбленный ученик Господень: аще исповедаем грехи наша, учит он, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша; и очистит нас от всякия неправды (1Иоан. 1, 9). Слышите ли? Не от какой-нибудь, но от всякия неправды, значит, от всех грехов, как бы тяжки они ни были. Не отчаивайтесь же, но скорее к Богу с покаянием тецыте, и прощение получите и оправданы будете от Него. Аминь.

Протоиерей Виктор Гурьев.
Пролог в поучениях на каждый день года




Написать комментарий