О воспитании в детях правдивости, любви к истине и отвращения ко лжи

О воспитании в детях правдивости, любви к истине и отвращения ко лжи

Чувство истины, потребность правды природа вложила в душу всякого человека, а, следовательно, в душу ребенка. И хотя первородный грех помутил и ослабил это чувство, но не уничтожил его совсем. Стремление к истине осталось в человеке; оно обнаруживается в ребенке желанием его все знать; дитя обо всем спрашивает и все, что взрослые говорят ему, принимает за чистую истину. Неиспорченное дитя не знает лжи и притворства; напротив, оно краснеет не только тогда, когда само как-нибудь, вследствие поспешности и необдуман­ности, скажет неправду, но и когда слышит, что другие говорят ложь. Чувство и любовь к истине Самим Богом вложены в сердце ребенка; нужно только эту природную склонность поддержать, развить и укрепить. И это дело родителей. Но как же они могут и должны дости­гать этого?

Первое средство к развитию в детях чувства истины состоит в том, чтобы родители с самых ранних лет внушали детям любовь к истине. Но тут снова является вопрос: как же это сделать? В ответ укажу три главных правила.

Учите своих детей любить правду по религиозным побуждениям, с мыслью о Боге. Дитя тогда будет любить правду и истину, когда оно будет твердо знать, что Бог, Который есть вечная и непогрешимая Истина, хочет, чтобы мы всегда говорили правду, что Он нена­видит всякую ложь и гнушается её, и что всякая неправда есть грех. Только та любовь к истине, которая основывается на вере в Бога и любви к Богу, при всяком случае выдержит испытание.

Поступайте с детьми прямодушно и искренно. Верьте детям на слово, пока не заметили в них лживости. Никогда не требуйте от них и не допускайте божбы для подтверждения их слов; довольствуйтесь евангельскими: да, да! нет, нет! (Мф. 5, 37).

Если имеете основательную причину усомниться в словах ваших детей, то не давайте на первый раз заметить, что вы не верите их словам, но постарайтесь убедиться, действи­тельно ли дитя солгало. Если это, к вашему огорчению, случилось на самом деле, позовите ребенка к себе, посмотрите серьезно, но с любовью, в глаза ему и скажите вроде этого: «Бог запретил лгать; Он всеведущ, всезнающ, Он знает все наши тайные мысли; лживые уста — мерзость пред Ним», — и краска стыда появится на лице ребенка; он не замедлит сказать истину и не станет лгать впредь.

Доказывайте сами всегда перед детьми вашими любовь к истине и уважение к ней; будьте правдивы и без фальши во всех ваших отношениях и действиях. Прежде всего, чтите Божественную истину, веру и закон Христов. Опасайтесь в чем бы то ни было обнаружить равнодушие к вере, а особенно не допускайте возможности детям слышать неразумные речи, что можно обойтись без религии и без веры, лишь бы быть «честным человеком». В таких речах, которые, к сожалению, нередко ведутся по местам, высказывается дух лжи ,5 и если вы перед своими детьми говорите такие лживые по существу речи, то этим не только вырываете из сердца их любовь и уважение к религиозной истине, но убиваете в них и всякое чувство истины.

Если бы действительно для Бога было все равно, имеем ли мы истинное или ложное понятие о Нем и Его существе, исповедуем ли мы истинную или ложную религию, то почему и человеку не быть безразличным к истине и в обыкновенных делах? И если одинаково бла­гоугоден Богу и тот, кто по собственной вине исповедует ложную религию или совершенно отвергает откровение истинного Бога, если такой пред Богом был бы одинаково хорош, как и тот, кто право верует и исповедует истинного Бога и Его Сына Господа Иисуса Христа, если ничего не значит держаться истины или лжи, — то почему же истина в житейских делах должна иметь столь великое значение? Если бы, наконец, были правы те, которые говорят, что нет такой религии, которую бы Бог открыл, и если бы поэтому Бог истинный не благо­волил открыть нам истину относительно важнейших вопросов жизни, — то как требовать от людей (а здесь, следовательно, от детей), чтобы они говорили правду в самых незначитель­ных случаях и обстоятельствах своей жизни? Поэтому, родители, если вы хотите, чтобы дети ваши были правдивы, то, прежде всего, внушайте им особенное благоговение к Божествен­ной истине; не допускайте поэтому в сердцах своих и в сердцах ваших детей равнодушия в религиозных делах. Если дети ваши заметят, что вы легкомысленно относитесь к истинам христианской веры и церковным установлениям, что вы фальшивите в делах религиозных, то как вы можете надеяться, что они будут верить вашим словам, и что они сами не так же точно будут относиться к истине? Будьте для детей примером любви к религиозной истине и насаждайте также эту любовь к вере в их сердцах — и вы воспитаете своих детей любя­щими истину. Но будьте также и во всех других отношениях правдивыми и честными; бере­гитесь фальши, лицемерия и притворства в обращении с другими. Если ваши дети видят, что вы обманываете других таким или иным способом, что вы хитрите и лицемерите, что вы фальшивите, что вы не искренни в обращении со своими родственниками, друзьями и знакомыми, что вы, например, к известным людям в лицо дружелюбны, а за глаза браните их, смеетесь над ними, — будьте уверены, что и дети ваши в отношении к вам и другим лицам будут не лучше. Если хотите, чтобы дети ваши были правдолюбивы и искренни, то старай­тесь везде сами и в делах веры, и в обсуждении современных явлений и случаев жизни, и во всем вашем поведении обнаруживать отвращение ото лжи и фальши, от лицемерия и при­творства, от лести и коварства. Во всех своих действиях и отношениях к людям в своих сло­вах и мыслях будьте правдолюбивы и искренни — тогда вы приучите детей своих говорить истину в сердце своем, не клясться лестью (ср.: Пс. 14, 2-3).

Насаждая в сердцах детей своих таким образом, с одной стороны, — уважение и любовь к истине, вы, родители, должны, с другой стороны, всеми силами воевать против лжи. Но как же вам достигнуть этого? Укажу следующие правила.

Учите своих детей с самых ранних лет ненавидеть ложь потому, что Бог праведен и правду любит, что всякая неправда есть грех. Ваши дети не потому должны, главным обра­зом, избегать лжи, что знают, что если будут обличены во лжи, то будут за это наказаны, но потому, что знают, что Бог запретил ложь, потому что всякая ложь есть грех перед Богом. Покажите детям словами Священного Писания, как ненавистна перед истинным и правед­ным Богом всякая ложь. Мерзость пред Господом — уста лживые (Притч. 12, 22). Учите их, что ложь изобрел диавол, почему Спаситель и говорит о нем: он лжец и отец лжи. (Ин. 8, 44), и что, следовательно, дети, которые лгут, подражают сатане и уподобляются ему.

Не терпите в детях никогда самой малой лжи. Если ребенок сделал какой-либо посту­пок, и если он тотчас откровенно сознается, на первый раз простите ему, или, если посту­пок серьезный, смягчите наказание, сказав ему при этом, что вы потому не наказываете его или назначаете меньшее наказание, что он тотчас сказал правду. Однако нельзя здесь идти слишком далеко. Если каждый раз прощать и уменьшать наказание, как скоро ребенок сразу сознается в своих проступках, то отсюда может получиться двойной вред: ребенок, с одной стороны, мало-помалу приучится не придавать значения своим поступкам, а, с другой сто­роны, привыкнет к тому, чтобы говорить правду только тогда, когда будет усматривать в этом выгоду, и, напротив, будет скрывать правду, если будет видеть вред от сознания в истине. Но если ребенок сделал что-либо нехорошее и притом еще лжет, запираясь в этом, нужно поста­вить всегдашним правилом — удваивать наказание, но при этом должно объявлять ребенку, что он вдвойне наказывается и за проступок, и за ложь. Если ребенок из мести или по злобе к другим лживо сказал что-нибудь нехорошее, — следовательно, наклеветал, то за это не только должно строго наказать, но и без снисхождения заставить, чтобы он перед всеми, кто слы­шал его ложь, опроверг её. Этого требует христианский нравственный закон.

Никогда сами ни в чем не обманывайте детей и не позволяйте, чтобы старшие — при­слуга и вообще кто бы ни был — обманывали малюток. Как часто бывает, что для того, чтобы успокоить раскапризничавшееся дитя, родители позволяют себе солгать что-либо, или же делают угрозы и обещания, которые после никогда не исполняются. Как это вредно! Дитя скоро замечает, что его обманывают, и его вера словам родителей, его чувство истины глу­боко этим подрываются.

Не доводите сами своих детей намеренно и ненамеренно до лжи. Ненамеренно это может происходить, когда вы, если что случится, грубо накидываетесь на своих детей, если вы в горячности и с поднятой рукой для наказания кричите: «Это ты сделал? Вот я тебе!» — или: «Будешь ты мне помнить, если ты это сделал», и т. п. Нужно ли удивляться, если ребенок в страхе за свою кожу станет лгать? А что сказать, если родители улыбаются лжи своих детей, хвалят их за хитрую ложь? Или что нужно думать о таких родителях, которые побуждают ко лжи детей своих, учат, как обмануть учителя и других людей, чтобы выйти из затруднительного положения или избежать наказания?

Такие родители, если они вообще заслуживают этого имени, суть соблазнители своих детей. Можно ли удивляться, если после этого дети не только бранятся, но и лгут, и воруют? Нужно хорошенько помнить, что кто не считает лжи за грех, тот способен воровать и обма­нывать. Нечестивый и лживый в слове — таковым будет и на деле.

Показал я вам, родители, как воспитывать в детях правдивость, как с ранних лет должны вы воспитывать в них чувство истины. Я указал важнейшие правила, как, с одной стороны, должны вы укреплять в детях уважение и любовь к истине, а с другой, — глубо­кое отвращение ко лжи. Помните эти правила и добросовестно применяйте их. Учите детей своих любить истину потому, что Бог есть истина и не терпит лжи; будьте всегда сами прав­дивы и искренни во всех ваших действиях и поведении пред детьми; покажите им, как гнусна и омерзительна в очах Божиих всякая ложь. Не терпите ни малейшей лжи пред вашими детьми, не обманывайте их, не лгите сами и не допускайте, чтобы другие обманывали их. Не забывайте мудрых слов: гнусное пятно в человеке — ложь. Обращайте внимание, чтобы вам намеренно или ненамеренно не привести детей ко лжи. Таким образом, вы воспитаете детей своих правдолюбивыми людьми, к которым и Бог и все добрые люди будут иметь бла­говоление. Аминь.



О воспитании детей. 
Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней


Написать комментарий