Инокиня Евгения (Сеньчукова) против Святых Отцов и их установлений о постах

Инокиня Евгения (Сеньчукова) против Святых Отцов и их установлений о постах

Инокиня Евгения (Сеньчукова) на страницах либерального «Правмира» требует отменить три многодневных поста и посты в среду и пятницу. 

Свое открыто модернистское предложение она объясняет тем, что реформа поста якобы назрела уже давно.

Об отмене Рождественского поста она высказывается так: «Начинать ли его [пост] после апостола Филиппа или держать только Сочельник – на мой взгляд, вопрос чисто дисциплинарный». Так инокиня Евгения сообщает нам, что не обязательно ограничивать себя в еде весь пост (40 дней), который начинается сразу после празднования памяти апостола Филиппа, – можно попоститься только один день, в Сочельник.

Об отмене Успенского поста она же говорит: «В целом Успенский пост не совсем понятен – по преданию, Богородица и апостолы ждали три дня Ее Успения, а не неделю и не две». То есть, по мнению инокини, Отцы, установившие двухнедельный Успенский пост по указанию Самого Бога, оказывается, не правы. И неважно, что в Катехизисе святителя Филарета Московского указывается, что Успенский пост установили не в подражание ожиданию Богородицей Успения, а для того, чтобы нам предварительным воздержанием почтить сей праздник.

В случае отмены Петрова поста идея следующая: «Идея "компенсаторного" Петрова поста мне кажется странной, хотя исторически так и было. Но какой смысл поститься "вместо" Великого поста? – его уже не вернешь, а Пасха, к счастью, уже для всех настала. Я бы сказала, что этот пост очень личный. Связан он конкретно с выходом на проповедь, к которой, как мы знаем, призваны все христиане. Но – если не кривить душой – среди нас есть те, кто проповедует круглый год, и те, кто вообще не проповедует. Так что Апостольский пост можно назвать "постом для чувствующих призвание миссионера"».

Объяснение настолько неадекватное, что и комментировать его сложно. Откуда можно было взять, что Петров пост является компенсаторным, что его установили для тех, кто не постился в Великий пост?!  В Катехизисе святителя Филарета Московского говорится только о том, что Петров пост установлен «в подражание апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди». А насчет временных рамок четко указано в Типиконе – «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь».

Не хочет инокиня Сеньчукова поститься даже в среды и пятницы, и оправдывает это так: «И еще стоит в течение года выделить среды и пятницы, как мы сегодня и делаем. Своего рода освящение времени, отблеск Страстной недели и грядущего Воскресения весь год. Возможно, для сред и пятниц стоит предложить разные уставы: например, мне кажется логичным в среду и пятницу поститься по-настоящему до середины дня (в смысле, не есть), но потом уже не различать пищу постную и скоромную». Видимо, эта идея позаимствована у мусульман, постящихся до захода солнца, а после поедающих все подряд.

Между тем 69-е апостольское правило нашей Православной Церкви гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу предо Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». 

Употреблять в пищу в среду и пятницу постные продукты в любое время суток совсем не сложно для тех, кто имеет хоть небольшой навык поста. И людей, которые по состоянию здоровья не могут провести день на постных продуктах, не так уж много. Но совсем воздерживаться от пищи по полдня в среду и пятницу не всем под силу. 

«Если поститься морковкой с гречневой кашей и селедкой, то помогать ближним мы, конечно, сможем, но при этом будет очень хотеться есть», «Я не могу поститься, я злым становлюсь!»говорит человек расстроенно и, отчаявшись, бросает поститься вовсе», - указывает инокиня Евгения на ропотливые помышления пытающихся соблюдать пост телесный, но не стремящихся при этом следовать наставлениям Святых Отцов по прохождению поста духовного – обуздания страстей.

Про таких борцов с постами писал в своей работе «О кончине века и антихристе» старец Иосиф Ватопедский: «Человекоубийца-диавол не оставляет своих козней, всеивая в среду христиан плевелы и засылая к ним лукавых делателей. Имея вид просветителей и наставников, они производят ереси и распространяют всевозможные заблуждения, чтобы удалить людей от истинной веры».

Для настоящих христиан пост – это не бремя, которое надо свергнуть тем или иным образом, или максимально ослабить. Для них это драгоценное время совершенствования души и приближения к духовному миру. Первые христиане, да и многие подвижники следующих веков зачастую на протяжении всего года постились, хотя многие из них могли себе позволить наилучшие яства.

Для тех же, кто хочет поститься, но по каким-то причинам не может держать пост, есть таинство Покаяния, в котором человек может в этой своей немощи покаяться, испросив молитвенной помощи на соблюдение поста. Именно так подобает поступать человеку, стремящемуся исполнить заповеди Господни: каяться в их несоблюдении, а не пытаться оправдать их нарушение, да еще и предлагая вовсе упразднить эти поистине Божии установления.

«Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранях совершает дела доблественные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника, ибо без поста невозможно отважиться на священнодействие»; «сколько отнимешь у плоти, столько придашь душе, чтобы сиять ей духовным здравием», - наставляет нас святитель Василий Великий.

По материалам статьи Аллы Тучковой, опубликованной на сайте "Религии России"


Написать комментарий