Как уберечь детей от любостяжания

Как уберечь детей от любостяжания

Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10)

Второй смертный грех есть любостяжание. Он состоит в том, что человек всей душой, всем сердцем, всем помышлением своим отдается деньгам, приобретению и накоплению имущества, оставаясь бесчувственным и жестокосердным к нуждающимся. Едва ли есть другой столь распространенный порок, гнусность и греховность которого была бы столь мало сознаваема, как любостяжание. А между тем, Слово Божие корнем всех зол называет сребролюбие, и о тех, которые желают обогащаться, апостол Павел говорит, что они впа­дают в искушения и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погру­жают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6, 9). В другом же месте тот же апостол любостя­жание поставляет в числе тех пороков, которые исключают человека из Царства Небесного. Так, он учит: знайте, что никакой… любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5). Апостол Петр приученных к любостя­жанию называет сынами проклятия (ср.: 2 Пет. 2, 14). Если же это так, то отсюда видите, родители, что вам самим необходимо беречься этого порока и в то же время предохранять от него детей своих. Я коснусь только последнего пункта и представлю ответ на вопрос: как нужно поступать родителям, чтобы предохранить детей своих от любостяжания и скупости?

Весьма многие родители — сознательно или бессознательно сами сеют, насаждают и вкореняют в душах детей своих страсть любостяжания. Во многих, даже можно сказать в большей части семейств, дети день ото дня ни о чем почти не слышат больше разговоров, как о деньгах, о доходах, о жаловании, о заработках. Получить хорошее, доходное место и большое жалованье поставляется для них главной задачей жизни; богатство прославля­ется как высшее счастье, бедность как величайшее несчастье. К таким речам представляют примеры, которые дети ежедневно видят перед глазами. С детства они замечают, что людей уважают и ценят по той мере, в какой кто обладает состоянием, имуществом. В некоторых семействах, особенно ремесленников, для увеличения хозяйственных денежных заработков даже малых детей заставляют, иногда непосильно, даже в воскресные и праздничные дни, работать с ущербом для их здоровья и телесного развития. А потому иначе и быть не может, как только то, что дети постепенно приучаются к мысли, что люди для того существуют, чтобы так или иначе приобретать деньги, что деньги на свете — самое главное.

В некоторых приходах, как сообщают мне, мальчики, обученные в приходской школе церковному пению и еще продолжающие свое школьное обучение, не хотят петь даром в церковном хоре своей приходской церкви и, по наставлению родителей, требуют, чтобы им давали по нескольку копеек за каждую службу. Очевидно, что жалкие родители этих несчаст­ных детей смотрят на них, как на доходную статью в хозяйстве. Но что выйдет из этих детей? Вырастут они и будут делать только то, за что можно получить деньги; в храме Божием их уже никто не увидит, так как за посещение церкви денег никто не дает… Родители, таким образом, оказываются виновниками нравственной порчи и отпадения своих детей от Бога; сознательно или бессознательно — они приучают детей своих служению мамоне и золотому тельцу и отчуждению от Бога. Танцы евреев в пустыне у Синая вокруг золотого тельца наглядно показывают, как действует любостяжание на религиозную жизнь. Где кланяются золотому тельцу — деньгам, там уже нет почтения и поклонения истинному Богу.

Любостяжание может обнаружиться в детях различным образом. Большей частью оно в малых детях высказывается в том, что некоторые из них все стараются захватить и при­своить, а из того, что получают, ничего не хотят дать братьям и сестрам, или другому кому-либо. Чтобы предохранить детей от этой гнусной страсти, родители должны направлять их к противоположной сему пороку добродетели, именно — к щедрости. Это может быть достиг­нуто, когда вы будете приучать детей делиться с другими тем, что они получили, а также чтобы они собственноручно подавали нищему милостыню, оказывали услуги бедняку и т. п. Но учите детей щедрости не только из естественного сострадания, но и по религиозным основаниям, внушая им, что данное нищим Спаситель принимает, как если это дано было ему Самому; учите детей словам Господа: лучше давать, чем принимать (ср.: Деян. 20, 35); пусть рука его учится благотворению, чтобы ребенок узнал, какое блаженство в дая­нии.

Далее, любостяжание часто обнаруживается в детях в виде недовольства всем окру­жающим их. Поэтому, если вы хотите предотвратить своих детей от любостяжания, то ста­райтесь приучить их довольствоваться тем, что имеют. Они должны быть довольны пищей, довольны своей одеждой, довольны своими играми, довольны всем окружающим их. Дер­житесь по отношению к детям правила: «Кто недоволен тем, что ему дано, тот ничего не получит». Недовольно дитя той пищей, которую вы ему предлагаете, одеждой или игруш­ками, которые вы ему купили, кажутся они ему не очень хорошими и красивыми, — возьмите назад: это полезно подействует на неиспорченное дитя.

Нередко случается, что дети по любостяжанию позволяют присваивать себе чужие вещи. Будьте особенно внимательны на этот счет. Если заметите у ваших детей вещи, каких вы не давали, например, игрушки, школьные письменные принадлежности и т. п., спраши­вайте всегда, откуда взялись у них эти вещи, и если окажется, что они взяли у товарищей, строго приказывайте немедленно возвратить. Пересматривайте время от времени классные их вещи, нет ли там чужих предметов: перьев, ручек, карандашей, тетрадей и книг. Если дети приносят домой найденное на улице или в классе, требуйте, чтобы они объявили в классе, не потерял ли кто найденной им вещи. Не допускайте также, чтобы дети обменивались сво­ими вещами между собой, а тем более продавали их, потому что при этом они легко могут научиться обману. Внушайте им сколько возможно раньше, что неправдой нажитое впрок не пойдет. Научите своих детей с ранних лет их жизни уметь различать «мое» и «твое». Поэтому не допускайте, чтобы они самовольно брали вещи своих братьев и сестер и пользо­вались ими, потому что через это ослабляется чувство права и уважения к чужой собствен­ности. Напротив, вы должны наставлять детей, чтобы они помогали друг другу и, в случае надобности, не отказывались одарить брата или товарища своими вещами.

Если вы, родители, желаете сохранить своих детей от любостяжания, в каком бы виде то ни проявлялось у них, если не хотите воспитать их рабами мамоны, то должны словом и примером своим учить их понимать истинную цену земных благ. Учите словом, разъяс­няя им, что деньги и имущество — не высшее благо на земле, что существует высшее благо, именно — добродетель и правда, которые единственно имеют цену пред Богом, что чело­веку нет пользы, хотя бы он приобрел весь мир, и при этом повредил душе своей. Учите своим примером, не нарушая из-за любостяжания своих религиозных обязанностей, как например, молитвы, посещения богослужения и тому подобного, показывая им, наконец, всей своей жизнью, что деньги и имущество — не самое главное для вас, что главное для вас — будущее блаженство ваших душ.

Показал я вам, как вы должны побеждать в детях ваших склонность к любостяжанию и предохранять их от этого гнусного и весьма опасного порока. Учите же детей своих быть щедрыми и довольными; воспитывайте в них чувство честности, внушайте им глубокое отвращение ко всякого рода неправде, учите их словом и примером знать надлежащую цену земных благ. Воспитывайте таким образом своих детей не только для земли, но для Бога и Неба, заботясь не только о смертном их теле, но и о бессмертной душе; воспитывайте их не только для краткого срока предстоящей им земной жизни, но и для бесконечной вечности. Аминь.




О воспитании детей. 
Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней

Написать комментарий