О воспитании в детях невинности и чистоты сердца

О воспитании в детях невинности и чистоты сердца

Блаженны чистые сердцем (Мф. 5, 8)

Есть ветер, называемый самум, или сирокко; дует он из жаркой, сухой пустыни, и сам страшно жаркий, жгучий, гибельный для всего живого: где продул этот ветер, засыхает и погибает всё цветущее и растущее на полях и в садах. На терновник и репейник, которые его могут переносить, он, впрочем, не производит действия, а погибают от него полезные растения, плоды которых служат пищей человеку и животным. Этот убийственный, гибель­ный ветер мне представляется образом одного из пагубных направлений нашего времени, которое, как самум, сушит и уничтожает в жизни людей все прекрасное: и начинающее цве­тение, и зрелые плоды добродетели. Это разрушительное поветрие в нравственной обла­сти есть разнузданность чувственных плотских похотей и любострастия. Это величайшее зло и гибель нашего времени. От него гибнут семейства, оно позорит и мужчин и женщин, губит юношество, оставляет следы своего ядовитого, отвратительного дыхания и на малых детях. Не видится и преград этому гибельному направлению духа времени. Тем необхо­димее, поэтому, с нашей стороны, внушить вам, родители, чтобы вы неустанной заботливо­стью и неумолимой строгостью предохраняли детей своих от этой гибельной заразы. Если вы надлежащим образом поймете пагубность преобладания в ваших детях чувственности, тогда поймете слова Господа: блаженны чистые сердцем, — и тогда все свои заботы вы упо­требите на то, чтобы уберечь невинность и чистоту своих детей.

Чудным существом вышел человек из рук Божиих: душа его носит образ Божий, а по телу он близко подходит к высшим породам мира животного. По намерениям Божествен­ным, душа должна господствовать над плотью, над её чувственными побуждениями. Так и было вначале, когда душа человека была послушна и покорна Богу, тело со своими чув­ственными влечениями стремлениями подчинялось душе, не отягощая её и не подвергая её искушениям.

Иначе стало дело после грехопадения. Душа человеческая возмутилась против Бога: низшее отказалось от послушания высшему. И чем согрешил человек против Бога, тем он и наказан. Как дух человека восстал против Бога, так и плоть его восстала против духа. Вслед­ствие праведного наказания, чувственные стремления и похоти телесной природы человека стали тиранствовать над духовными стремлениями человека, требуя, чтобы он слушался и служил плотским похотям. Так произошла в человеке склонность делать то, что ласкает чув­ственность и услаждает её: человек стал плотским.6 Сущность чувственности и плотской похоти состоит в том, что душа подчиняется плотским похотям, что плотская похоть гос­подствует над человеком, разнуздывает, ослепляет его, не дает подумать о Боге, о вере, о заповедях и воле Божией и убивает в человеке чистое, божественное, святое.

Эта чувственность — величайшее зло и пагуба для человека. Если справедливо, что дерево узнаётся по плодам, то должно сказать, что чувственность человека есть ядовитое дерево, так как оно приносит столь ужасные плоды.

Первый гнусный плод его есть леность, отвращение к труду и ко всему доброму где тре­буется какое-либо усилие и напряжение. Чувственный человек не знает наслаждения труда и разумной деятельности, это всегда для него тяжесть, бремя, проклятие, но никогда — средство добродетели, серьезная, важная обязанность и установленный Богом порядок. Чувственный человек боится телесного труда, так как он причиняет беспокойство его изнеженности; он боится умственного труда, так как тот требует напряжения духовных сил. Немало, конечно, встречалось вам в жизни людей, о которых в обществе такое мнение: «Человек этот мог бы сделать много прекрасного в своей профессии; какой вышел бы из него образцовый мастер! Но он ничего не делает!» Где же причина? Чувственность, которая делает человека лени­вым, так что он ничего не может делать, и при самых благоприятных обстоятельствах терпит нужду и бедность. Он целый день готов о чем угодно толковать: и о Боге, и о мире, и о худых временах; он мог бы пользоваться благосостоянием, если бы для него ленивая жизнь в его чувственном ничегонеделании не была бы приятнее благосостояния при честном труде.

То же и с духовной деятельностью. Это часто можно видеть и в школе. Часто встре­чаются там богато одаренные, талантливые дети, которые учатся играючи, так что от них склонны бывают ожидать великого в жизни; и, однако, из них ничего не выходит! Почему? Потому, что из таких детей выросли чувственные, ленивые юноши и мужи, закопавшие в землю талант свой, вместо того, чтобы усиленной деятельностью удвоить его. Такие люди столь же малоспособны и к высшему стремлению и добродетели; как по причине чувствен­ности они убегают и боятся всякого телесного и душевного напряжения, так они негодны и для всякого напряжения. Болото чувственности «засосало» немало добра; иной имел от Бога призвание и расположение быть образцом нравственного совершенства, но погиб потому, что чувственность, как свинцовая гора, повисла над ним, и стремление к совершенству погрязло в лености и недеятельности.

Второй плод чувственности есть неумеренность в пище и пьянство. Недаром гово­рится: «в рюмке утонуло больше людей, чем в Волге». Нет здесь надобности выяснять, сколько горя, бедствий и страданий причиняет людям пьянство. Это видит всякий на своих знакомых, соседях, а то, пожалуй, и более близких себе лицах, которых чувственность довела до потери образа Божия и утраты человеческого подобия.

Третий плод чувственности — это распутство. Если есть что на земле прекрасного и небесного, то это именно невинность детская, юношеская, девическая; но если есть на земле что-либо гнусного, омерзительного, скотского, то это изувеченная развратом душа. Не буду ныне говорить об этом плоде чувственности. Вы сами знаете, куда распутство приводит пленников своих: в больницу, в дом сумасшедших и острог!

Родители! Если хотите спасти детей своих от этих мест, берегите от чувственности и плодов её; помните слова Христовы: Блаженны чистые сердцем.

Но что же нам делать, спросите вы, против развития в детях чувственности? Прежде всего, учите детей своих трудиться, внушайте им уважение ко всякому честному труду и работе, пусть они заучат и твердо помнят слова апостола: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Учите их, что труд никогда не составляет стыда, но что, напротив, стыд человеку — леность и праздность его. Указывайте им на пример Святого семейства, где Господь Иисус Христос помогал в труде Своей Пречистой Матери и Своему воспитателю Иосифу-древоделу  (См.: Лк. 2, 51 — 52). И если даже вашим детям и не предвидится надобности трудами рук своих зарабатывать хлеб, тем не менее, учите их телесному труду. Известно, что в некото­рых царских и княжеских семействах все члены обязаны учиться какому-либо ремеслу (Этот обычай известен с глубокой древности. Так, еще в ветхозаветные времена в благочестивых иудейских семей­ствах, независимо от достатка, считалось, что не обучить ребенка какому-либо ремеслу — значит, научить его разбою. — Ред.). Не будет, поэтому, стыдом, если и ваши дети станут учиться, например, ручному труду. Апостол Павел был избранный человек Божий и великий проповедник, апостол веры, и не стыдился заниматься ремеслом, которому он научился в детстве, хотя был сыном знатных родителей.

Рассказывайте об этом своим детям и не терпите в них праздности, которая есть начало и матерь всех пороков.

Приучайте детей своих к простой пище, приучайте есть в определенное время, чтобы они не в уголке где-нибудь глотали сласти, а всегда за столом получали и ели назначенное для них. Учите детей пользоваться с благодарностью к Богу всем, что дается им в пищу, и внушайте им, что человек живет не для того, чтобы есть, но ест для того, чтобы жить. Хотите обрадовать и наградить ребенка, никогда не давайте таких подарков, которые служат к развитию сластолюбия; учите дитя презирать рабов этой страсти.

Но главное берегите сколько возможно больше детей своих от употребления чего бы то ни было возбуждающего и хмельного; самый здоровый напиток для детей — вода и молоко. Какой страшный и физический и нравственный вред причиняют родители своим детям, при­учая их пить вино или другое что хмельное.

Наконец, родители, убеждаю вас, примите к сердцу слова Господа: Блаженны чистые сердцем. Вы должны заботиться о том, чтобы на детях ваших исполнились слова эти! Каким же образом?

Прежде всего, сохраняйте в сердцах детей прирожденную детям стыдливость. Мило­стивый Господь Сам существенно облегчил ваш труд: чистое и невинное дитя дал Он в ваши руки, и в помощь вам Ангела-хранителя невинности его. Он вложил в детскую душу сты­дливость. Родители должны только охранять и развивать вложенное Богом в душу ребенка. Большей частью они и сами виноваты, если погибает в ребенке нежный цвет невинности; но в таком случае к родителям относятся слова Друга детей: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят (Лк. 17, 1).

Прежде всего необходимо поэтому, чтобы родители сами в своих сердцах были чисты и целомудренны. Древний опыт — что страсти, как наследство, переходят от родителей к детям. Большей частью страсти, отличающие родителей, рано обнаруживаются в их детях.

Необходимо, чтобы родители осмотрительны были в своих речах и поступках. О, сколько зла можно причинить неосторожностью и откровенностью в одежде и поступках! Сколько горя можно причинить разнузданными словами, грязными и гнилыми, сказанными в присутствии детей! Смотрите также, родители, какие у вас в комнатах картины, статуэтки. Если есть что-либо соблазнительное, то подумайте только: дети ваши смотрят на это всякий день, а когда подрастут, станут думать о том, говорить о том. Какие же будут последствия? Пусть не говорят, что дитя тут еще ничего не понимает. Может быть. Но несомненно, что у него есть любопытство и что найдется кто-нибудь удовлетворить его любопытству. Вы, как христиане, должны думать о том, чтобы ваши дети никогда при вас не слышали и не видели ничего противного честной стыдливости.

Укрепляйте в детях врожденную в них стыдливость. Не допускайте, чтобы дитя перед другими показывалось голым или раздетым; не допускайте, чтобы дети одевались и разде­вались вместе. Не оскорбляйте никогда чувство стыдливости ребенка, требуя от него сде­лать то, что противно врожденной стыдливости. Не смейтесь над ним, когда он обнаружи­вает чувство стыда; напротив, благодарите Бога, что имеете такое дитя, и хвалите его за это! Обращайте внимание ребенка на всякое сделанное им неприличие в стоянии, сидении, походке, движениях и словах. Исправляйте это немедленно — сначала словами: «Стыдно это! Ангел-хранитель твой увидит это!» — а если это не помогает, то в следующий раз без даль­нейших разглагольствий и речей нужно сделать соответственное наказание.

Берегите, родители, берегите своих детей, чтобы кто-либо из недобрых людей не соблазнил их на бесстыдный поступок. Не думайте, что это наставление излишне. К стыду нашего времени, ныне детьми совершаются такие грехи, которые среди взрослых христиан не должны быть называемы. Смотрите за детьми в их постелях, в их играх; не позволяйте детям разных полов оставаться в уединенных местах; наблюдайте за знакомством и товари­ществом своих детей; запрещайте им сношение с бесстыдными, распущенными детьми.

Обращайте внимание на прислугу вашу; прислуга имеет огромное влияние на нрав­ственность ваших детей. Встречается диавол в человеческом виде, который семя разврата сеет в детской душе бесстыдными речами, знакомящими детей с такими вещами, которые на веки могут погубить ребенка.

И еще одно: не забывайте молиться о невинности ваших детей! Поручайте их жизнь охранению Пречистой Девы Матери Божией и святому Ангелу — хранителю, вознося к ним ежедневно горячие молитвы о сохранении детей своих.

Отцы и матери! Не забывайте слова Господа Спасителя, Друга детей: Блаженны чистые сердцем! Если у них будет нечистое сердце, то они не узрят Бога; а если это слу­чится по вашей вине, то и вы не узрите Бога, и Господь от рук ваших взыщет душу детей ваших! Заботьтесь поэтому, чтобы к ним можно было применить слова: Блаженны чистые сердцем. Аминь.

Написать комментарий