Николай Сербский о монашестве

Николай Сербский о монашестве

По твоей просьбе пишу сие, дочь моя, я, смиренный Каллистрат.

Монашество по своей идее надприродно, ангелоподобно. Это показано было во многичисленных примерах, и на практике оно надприродно и ангелоподобно. Но, по слову Самого Господа, это не все могут принять, но только те, кому дано. Те, кто ясно видит Царство Небесное; те, у кого сердце открыто исключительно к любви Христовой; которым в радость подниматься вверх по крутой отвесной скале до небесной высоты и которые ощутили призыв через благодать и силу Божию, они принимают это без страха и без оглядки. Таковых Христос вдохновляет на монашескую жизнь словами: Кто может вместить, да вместит. Благо тебе, дочь моя, что ты смогла принять то, что не все могут принять, то, что определяется как неподдельная любовь.

Мысль о безбрачии во имя Господа и на службе Господу горячо провозглашает апостол Павел, безбрачный апостол, говоря (но не заповедуя): Желаю, чтобы все люди были, как и я. И повторяя: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (1 Кор. 7: 7-8). Но сколько раз апостол хвалит безбрачие ради Господа, столько же он осуждает безбрачие ради желаний телесных. В первом случае любовь к Богу заменяет все пожелания телесные, в другом желания и похоти изгоняют любовь и занимают ее место.

Монашество не правило, а исключение из правила, но исключение, без которого Церковь Христова никогда не была бы тем, чем она является. Подобно неправильным глаголам (как глагол «быть»), без которых язык был бы не совершенен.

Всю строгость монашеской жизни в Православной Церкви могли вынести, выдержать только те, кто имел большую любовь к Господу. Благодаря этому они стали «светильниками света», «земными Ангелами и небесными человеками», образцом поста и молитвы, правила веры и чистоты. «Кто любит беседу со Христом, тот любит уединение», - говорит святой Исаак Сирин. Уединенный разговор любви с Любовью.

Святитель Николай Сербский. Сто слов о Божественной любви.

Написать комментарий