Об истинных наставниках веры, которым христиане должны повиноваться

Об истинных наставниках веры, которым христиане должны повиноваться

I. Празднуя ныне память трех российских святителей: Петра, Алексия и Ионы, митрополитов московских и всея России чудотворцев, при жизни своей учивших вере и благочестию свою обширную паству и содействовавших процветанию своего Отечества, не боявшихся для сего ни трудов, ни опасностей, ни даже самой смерти, а по смерти непрестанно молящихся о ней, мы должны сказать, что то были истинные наставники веры и благочестия, истинные пастыри, готовые положить (а некоторые из них, как например святитель Филипп, и положившие) свою душу за паству свою.

II. При этом иные могут спросить нас: кто же истинные наставники веры Христовой и как отличить истинных пастырей от ложных? Ибо и те наставники, которых мы считаем ложными и самозванными, называют себя истинными вероучителями и признаются такими от последователей их. Вопрос этот важен и требует разрешения: ибо, не зная хорошо, кто действительно учит истинной вере Христовой, легко можно принять ложнаго наставника за истиннаго и увлечься по его внушению в душепагубныя заблуждения. Поэтому мы намерены теперь заняться решением этого вопроса для вашего назидания, — потому более, что между нами в настоящее время не мало появилось таких людей, которые ложно называют себя наставниками веры и увлекают других в свои заблуждения.

а) Первый признак истинных наставников веры тот, что они поставлены на свое дело законною властию в церкви Христовой.
В церкви Христовой, которая основана Самим Господом и поэтому называется домом и даже телом Его (Матф. 16, 18. 1 Тим. 3, 15. Ефес. 1, 22. 23), все должно быть по распоряжению I. Христа, как Домовладыки и Главы ея. В особенности же необходимо, чтобы приставники и служители в этом дому Божием, т.-е. пастыри и учители церкви Христовой, избираемы и поставляемы были Самим Господом нашим I. Христом, или установленным от Него порядком. Из евангельской истории видно, что I. Христос, поучая всех людей истинам спасения, не всем ученикам Своим предоставил право поучать других, но избрал для сего из среды их только двенадцать и потом семьдесят апостолов, которым и дал власть наставлять других тому, чему Сам учил их, а вместе вязать и разрешать грехи человеков, и всем управлять в церкви Его (Лук. 6, 13. Матф. 18, 15-20. 28, 19. 20. Иоан. 20, 22. 23). Это были первые истинные наставники веры в церкви Христовой.
В свою очередь апостолы Христовы, еще при жизни своей, поставляли преемников себе, которые называются в слове Божием епископами, пресвитерами, пастырями и учителями церкви Христовой (Ефес. 4, 4. Филип. 1, 1. Тит. 1, 5, 7). Таковы были: Тимофей, Силуан, Тит и многие другие (1 Тим. 4, 14), и предоставили рукоположенным от них епископам право избирать и рукополагать в епископския и пресвитерския должности иных достойных людей, которые бы способны были и других научать вере Христовой (2 Тим. 2, 2. Тит. 1, 5). Таким образом от времен апостольских доселе непрерывно продолжался ряд истинных наставников веры в лице епископов и пресвитеров церкви Христовой; таким же образом он будет продолжаться и до скончания века, доколе будет существовать на земле Христова церковь: пока все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова, и доколе не приидет опять Сын Божий на землю судить живых и мертвых (Ефес. 4, 13. 1 Кор. 11, 24-26. 1 Петр. 5, 1-4).
Из сказаннаго видно, что, после I. Христа и апостолов Его, истинными наставниками веры суть епископы и пресвитеры Христовой церкви, преемственно от апостолов получившие власть и обязанность поучать других вере.
Итак, рукоположение священства, преемственно полученное от апостолов, есть первый признак истинных наставников веры, без котораго они не могут быть. Истинный пастырь, говорит Спаситель, входит во двор овчий — в церковь Божию — дверью, т.-е. Мною или установленным от Меня путем: ибо Я дверь овцам; а кто входит не дверью, но перелазит инде, кто принимает на себя должность пастыря и учителя в Моей церкви каким-либо иным образом, от Меня не установленным, тот тать есть и разбойник (Иоан. 10, 1-7).

б) Есть другой вернейший признак истинных наставников веры, это — согласие наставлений их с учением I. Христа, апостолов Его и древних учителей церкви, принявших учение Христово непосредственно от апостолов и передавших нам его в своих писаниях. I. Христос есть Начальник и Совершитель нашей веры (Евр. 12, 2); а посему, очевидно, только тот может назваться истинным исповедником и наставником сей веры, кто во всем строго держится учения Христова и ни в чем не изменяет его: если пребудете в слове Моем, говорит Спаситель, то вы истинно Мои ученики (Иоан. 8, 31). — Апостолы, очевидные свидетели деяний I. Христа и приближеннейшие ученики Его, наставлены были Им, при озарении Духа Святаго, на всякую истину и так верно проповедывали Его учение, что не обинуясь говорили: если мы, или ангел с неба станет благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Иоан. 15, 15. 16,13. Гал. 1, 8); поэтому, истинные наставники веры Христовой могут и должны учить только тому, чему учили апостолы Христовы.
Древние учители Христовой церкви вполне знали учение Христово и передали нам его во всей чистоте, потому что они слышали его из уст самих апостолов и были просвещены Духом Святым; поэтому истинные наставники веры Христовой должны согласоваться с ними в вероучении, как это советует и апостол, говоря: поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).
Сравните дела и наставления истинных наставников нашей веры — архипастырей и пастырей, с древним Христово-апостольским и отеческим учением, и вы ясно увидите, что они во всем согласны с ним.

Для примера сравним с этим учением наставления православных пастырей и толкования так называемых староверческих наставников.

аа) Иисус Христос сказал в евангелии: Я создал церковь Мою и врата адовы не преодолеют ея (Матф. 16, 18). Согласно с сим православные пастыри учат, что церковь Христова, не смотря на все неприязненныя ей силы, будет существовать до скончания века, возрождая людей ко спасению чрез таинства и священство; а староверческие наставники толкуют, что церковь Христова со времен патриарха Никона разрушилась, священство в ней погибло и все таинства ея осквернены антихристом.

бб) Иисус Христос говорит в евангелии: если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Матф. 18, 17). Согласно с сим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ея определений; а староверческие наставники не только сами не повинуются, но и другим внушают не покоряться ей, и даже изрыгают на нее такия хулы, о которых срамно есть и глаголати.

вв) Иисус Христос, установив пред Своим страданием таинство св. евхаристии, повелел совершать его в церкви до второго пришествия Его на землю и сказал: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Иоан. 6, 53—54. Матф. 26, 26—28. 1 Кор. 11, 23—26). Согласно с сим православные пастыри совершают св. евхаристию и внушают верующим приобщаться тела и крови Христовых во оставление грехов и в жизнь вечную, а из староверческих наставников многие толкуют, что можно спастися без сего святейшаго таинства, а посему не только не приобщаются тела и крови Христовых, но еще хулят сию величайшую святыню.

гг) Апостол говорит: церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины, а посему не должно удаляться ея (1 Тим. 3, 15). Тому же поучают и православные пастыри; а староверческие наставники толкуют, что со времени исправления богослужебных книг при патриархе Никоне в эту церковь внесены всевозможныя ереси и посему отнюдь не должно иметь с нею общения.

дд) Целый сонм древних учителей церкви постановил на 6-м вселенском соборе: «не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но должно повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися божественному» (6-го всел. соб. 64 прав ). То же говорят и нынешние православные учители; а староверческие наставники толкуют иное и не только сами, будучи мирянами, противозаконно принимают на себя учительское достоинство среди единомышленников их, но возлагают оное и на других подобных им мирян, присвоивая себе чрез это епископскую власть.

Теперь судите, братия, кто истинные наставники веры Христовой, — православные ли пастыри во всем строго следующие древнему Христово-апостольскому и отеческому учению, или староверческие наставники, которые, как видели вы, во многом противоречат и противодействуют оному? Очевидно, первые. А из сего явствует, что православные пастыри суть истинные наставники веры Христовой и что им-то надлежит повиноваться по заповеди апостольской.

III. Итак, повинуйтеся, братия, наставникам вашим и покоряйтеся им: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще. Усердно внимайте их наставлениям и в точности исполняйте их: ибо все, что они внушают вам, служит к пользе вашей, ко спасению душ ваших.

Молитвами же святителей Петра, Алексия и Ионы, митрополитов московских, да сохранит нас Господь во всегдашнем и нелицемерном послушании нашим истинным наставникам в вере и благочестии. (Сост. Свящ. Г. Д-ко по «Избран. словам» Платона, митр. киевск. и друг. источн.). 

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 378-380. 

Написать комментарий