Нареки ей имя Непомилованная

Нареки ей имя Непомилованная

КНИГА ПРОРОКА ОСИИ. Глава 1
Сло́во Госпо́дне, е́же бы́сть ко осі́и сы́ну веирі́ину, во дне́хъ Озі́и и Иоаѳа́ма, и Аха́за и Иезекі́и царе́й Иу́диныхъ, и во дни́ иеровоа́ма сы́на Иоа́сова царя́ Изра́илева.
Нача́ло словесе́ Госпо́дня ко осі́и. И рече́ Госпо́дь ко осі́и: иди́, поими́ себѣ́ жену́ блуже́нiя, [и роди́] ча́да блуже́нiя: поне́же блудя́щи соблу́дитъ земля́ от­ Го́спода.
И и́де и поя́ го́мерь дще́рь Девилаи́млю: и зача́тъ и роди́ ему́ сы́на.
И рече́ Госпо́дь къ нему́: прозови́ и́мя ему́ Иезрае́ль: зане́ еще́ ма́ло, и отмщу́ кро́вь Иезрае́леву на дому́ Иу́довѣ и упоко́ю ца́рство до́му Изра́илева:
и бу́детъ въ то́й де́нь, сокрушу́ лу́къ Изра́илевъ во удо́лѣ Иезрае́левѣ.
И зача́тъ еще́ и роди́ дще́рь. И рече́ ему́ [Госпо́дь]: прозови́ и́мя е́й непоми́лована: зане́ не приложу́ к сему́ поми́ловати до́му Изра́илева, но противля́яся возсопроти́влюся и́мъ:
сы́ны же Иу́дины поми́лую и спасу́ я́ о гдѣ́ Бо́зѣ и́хъ: и не спасу́ и́хъ лу́комъ, ни мече́мъ, ни бра́нiю, ни ко́ньми, ниже́ ко́нниками.
И отдои́ непоми́лованную: и зача́тъ па́ки и роди́ сы́на.
И рече́ [Госпо́дь]: прозови́ и́мя ему́ не лю́дiе мои́: зане́ вы́ не лю́дiе мои́, и а́зъ нѣ́смь Бо́гъ ва́шъ:
и бу́детъ число́ сыно́въ Изра́илевыхъ а́ки песо́къ морскі́й, и́же не измѣ́рится, ни изочте́тся: и бу́детъ, на мѣ́стѣ, на не́мже рече́ся и́мъ: не лю́дiе мои́ вы́: сі́и та́мо прозову́тся сы́нове Бо́га жива́го.
И соберу́тся сы́нове Иу́дины и сы́нове Изра́илевы вку́пѣ, и поста́вятъ себѣ́ вла́сть еди́ну, и изы́дутъ от земли́, я́ко вели́къ де́нь Иезрае́левъ.


Преподобный Ефрем Сирин
Толкования на священное Писание 
Книга пророка Осии

Пророк Осия был из Веелмофа, из колена Иссахарова; в мире почил и погребен в земле своей. Предуказал он ясные признаки пришествия Господа на землю; пророчествовал сто тринадцать лет, и пришествие Христово предварил восьмьюстами лет.

Глава 1
«Слово Господне, еже бысть ко Осии, сыну Веири́ину, во днех Ози́и и Иоафа́ма, и Аха́за и Иезекии царей Иудиных, и во дни Иеровоа́ма сына Иоа́сова, царя Израилева» (Ос.1:1). Этими словами дается знать, что Осия пророчествовал при царях Иудейских Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, пророчествовал же о близком пленении Израильтян Ассириянами, и о последовавшем затем пленении Иудеев Вавилонянами, а также об общем возвращении Иудеев и Израильтян из плена.

«И рече Господь ко Осии: иди, поими́ себе жену блужения... и чада блужения». Возьми себе жену и притом жену блудницу, – чтобы изобразить этим сонм Израильский в Самарии, который явно блудодействует, поклоняясь Ваалу и тельцам. От жены этой будешь иметь наследника, – в изображение того, что дом Иудин, сонм людей во Иерусалиме, явно клянется Господом, а втайне кланяется Молоху. «Понеже блудящи соблудит земля от Господа» (Ос.1:2), то есть будет блудодействовать земля их, подразумевает же пророк землю Израильскую и живущих в ней язычников, которых царь Ассирийский приведет и поселит на ней вместо прежних обитателей. Об этом ясно предсказано: «плоды земли твоея́... поядят пред вами чуждые, которые не знают Бога вашего, но привержены к своим богам» (Втор.28:33). Осия, как и другие пророки, прелюбодейством и блудом называет служение идолам.

«И поях Го́мерь, дщерь Девилаи́млю: и зачат и роди мне сына. И рече Господь ко мне: прозови имя ему Иезрае́ль: зане еще мало... и упраздню царство до́му Израилева». Долина Иезраель (Изреель) была во владениях царей Израильских. Означается же этим, что в устах Израильтян прекратится славословие, что уста их заградятся для хвалебных песнопений в праздники, как уздой будут они связаны опустошением и переселением, и не будет в них ни слова, ни гласа. «Еще мало, и отмщу кровь Иезрае́леву на дому́ Ииуеве» (Ос.1:3–4). Кровь Навуфея, пролитая на поле Иезраелевом, отомщена была самим Ииуем на доме Ахава; Ииуй же обвиняется за то, что согрешил против правды, когда убил Охозию вместе с сынами Ахава, особенно же за то, что сам ходил по путям Ахавовым. Поэтому-то, как говорит Бог, отвергну семя его и отниму у него царство.

«А дом Иудин помилую, – то есть во время переселения Ефремлян, – и не спасу их луком, ни мечем» (Ос.1:7), то есть Ассирияне не придут тогда на помощь к Иудеям, хотя и приходили спасти их от жителей Дамаска и от дома Ефремова во время царя их Ахаза.

«И зачат... и роди дщерь. И рече мне (Господь): прозови имя ей непомилована... И роди другого сына..., и он наречен не лю́дие Мои» (Ос.1:6, 8–9), потому что язычники изначала, по причине дел своих, не были народом Божиим и возлюбленными Божиими. И блаженный Павел, объясняя слова Осии, говорит: «Якоже и во Осии глаголет: нареку не лю́ди Моя лю́ди Моя, и не возлюбленую возлюблену» (Рим.9:25). «Зане не приложу ксему помиловати до́му Израилева», но предаю его пленению (Ос.1:6).

«И соберутся сы́нове Иудины и сы́нове Израилевы вкупе», то есть не будут более делиться на две части, как при Ровраме. «Яко велик день Иезрае́лев» (Ос.1:11). Пророк называет этот день великим, потому что прекратятся в оный великие бедствия, и будет он началом благоденствия. Как Бог отомстил за «кровь Иезрае́леву» (Ос.1:4), то есть за кровь Навуфея и за неповинную кровь, пролитую Ахаавом и Ииуем, так языческим народам, которые восставали против народа Божия, отомстит за кровь его. И должно думать, что разумеется здесь то гонение, какое Иудеи терпели от соседних языческих народов во времена Зоровавеля и Неемии. Совершенного же исполнения этих слов Писания следует искать в тех временах, когда Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонения на мучеников. Ибо они-то и составляли то семя, которое Бог посеял впоследствии через Христа, как говорит божественный Павел: «люди обновленные, ревнители добрым делом» (Тит.2:14). Таково значение слова Иезраель. Книга Судей повествует, что судия Гедеон из долины Иезраель повел войско свое, и там начались его победы в тот день, как низложил он Мадианитян и другие союзные с ними народы (Суд.6:3–7). И, может быть, пророк упоминает здесь об Иезраеле, давая этим уразуметь Иудеям, что как «велик был день» (Ос.1:11) для Гедеона, когда пошел он из долины Иезраель, так славен будет для них день избавления из Вавилона, как начало великих благ. Но не сами они устроят это, а спасет их Бог, то есть Бог соделает это по благости Своей, чем и подтверждается сказанное ранее: «и не спасу их луком, ни мечем» (Ос.1:7).

Написать комментарий