Современное идолопоклонство

Современное идолопоклонство

Преподобный Арефа печерский был родом из Полоцка. Проживая в монастыре, он хранил в своей келлии много богатства. Однажды воры обокрали его. Жалея о потерянном имуществе, преподобный Арефа стал роптать на Господа, за что был поражен тяжкой болезнью. Будучи при смерти, он видел, как пришли к нему Ангелы и бесы и начали спорить между собою. Бесы заявляли, что за скупость и ропот на Бога он должен быть предан им, Ангелы же, обратясь к нему, молвили: "Несчастный человек, если бы ты возблагодарил Бога за украденное имущество, это вменилось бы тебе в милостыню". После видения преподобный Арефа был возвращен к жизни. Последние дни свои он провел в затворе, в сокрушении и раскаянии о грехах, отрекшись от всего земного. Скончался святой Арефа не позже 1190 года.

СОВРЕМЕННОЕ ИДОЛОПОКЛОНСТВО

В день преподобнаго ныне прославляемаго Арефы печерскаго, некогда страдавшаго скупостию и сделавшаго себе из своего богатства идола, пока благодать Божия не поставила его в правильныя отношения к земным стяжаниям, уместно будет, братие мои возлюбленные, побеседовать с вами о нашем идолопоклонстве — не языческим божествам, но разным страстям и порокам.

II. Древние, не знавшие истиннаго Бога народы, поклонялись ложным богам. К ним по временам присоединялись даже евреи — знавшие истиннаго Бога. Не поклонялись ли они божествам: «Астарте, мерзости сидонской, и Хамосу, мерзости моавитской, и Милхому, мерзости аммонитской»? (IѴ Цар. XXIII, 13). Последнему поклонники приносили в жертву даже своих детей.

И эти божества были воплощением и обоготворением телесных похотей и естественных сил природы; они представляли собою образцы страстей и приводили ко всеобщему нечестию и распущенности нравов. Люди поклонялись Молоху, потому что страх преступных сердец делал их кровожадными и жестокими. Они боготворили Ваал-Фегора (Числ. ХХѴ, 3), потому что сами себя развращали, жертвуя в честь его своим целомудрием. Они поклонялись Маммоне (Лк. ХѴИ, 13), потому что больше любили золото, нежели Бога.

Без сомнения, далеко не ко всем богатым относится сказанное, но только к некоторым, пристрастившимся к нему до безумия и изгнавшим из своего сердца всякое человеческое сострадание. Есть и такие богатые, которые почитают за величайшее наслаждение расточать свое богатство на дела человеколюбия и на такия учреждения, которыя служат ко славе Божией. Честь, слава и вечное блаженство им, — стыд, позор и вечное горе себялюбивым богачам.

а) К сожалению, в наше время есть много поклонников Маммоне, богу богатств, которые совершенно равнодушны к страданиям своих ближних. Им все равно: орошено ли золото слезами вдовиц, или окрашено человеческою кровью, лишь бы забрать его и запрятать в и свои ломящиеся, переполненные сундуки. Разве это идолопоклонство безвреднее другого? Разве святой апостол Павел не говорит о «любостяжании, которое есть идолослужение» (Кол. III; 5)?

б) Разве теперь нет поклонников Ваала, бога чувственности и нечистоты, так же как и в пустыне, где «развратился народ» в то время, когда Моисей говорил с Богом на Синайской горе (Исх. XXXII, 7)? Не нужно ли другого Моисея, который поверг бы в прах этих чувственных идолов? Не достаточно ли этого, чтобы разгневать Бога и побудить Его поступить с нами подобно тому, как Он поступил с Содомом и Гоморрой?

в) Разве нет у нас бога пьянства со всеми ужасными последствиями служения ему? Иностранные изследователи и русские писатели в один голос нам говорят, что нет более ужасной нищеты и зловонной грязи, чем в столичных городах; и это несмотря на наши законы, несмотря на избыток громаднаго богатства, несмотря на миллионы, истраченные на наше воспитание, и не смотря на размножение всяких уставов! В чем главная причина всему этому? Главная причина этого грустнаго явления, как знает всякий мало-мальски знакомый с бедным классом, заключается в пьянстве.

Спросите у вернаго и опытнаго духовенства бедных приходов; спросите у полиции, у начальства, у мирового судьи, у тюремнаго священника; спросите больничных докторов, директоров домов умалишенных; спросите школьных учителей в бедных участках, и все они вам ответят тем же словом — пьянство. Это — пьянство, которое повергает в нищету тысячи, которое каждый год убивает сотни и тысячи людей; которое подтачивает безчисленное множество жизней; которое нарушает мир тысячи семей; которое зажигает адское пламя во многих домах; которое причиняет такую смертность детям.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; возлюби ближняго твоего, как самого себя» (Матф. XXII, 37–39).

Многие из нас не поняли этих заповедей как следует, и очень немногие — хоть сколько-нибудь, хотя это такия св. и великия заповеди, без исполнения которых нет возможности наследовать царствие Божие. Если бы из нас кто-нибудь понял их значение, то, несомненно, усвоил бы себе правило, которое сделало бы невозможным для него вести жизнь сознательно грешную!

III. Благочестивые и христолюбивые слушатели! Ни один из дурных людей не мог бы вести жизнь подобную его, если бы он истинно понял значение первой заповеди: «и изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. XX, 1- 3).

Христиане, раньше чем мы спросим себя, любим ли мы И. Христа, нашего Спасителя, или нет, не следует ли нам поставить себе вопрос: веруем ли мы в Бога? Эти слова требуют от нас полнаго чистосердечия.

Когда нам говорят, что Господь Бог — ревнитель (Исх. XX, 5), то это значит, что для Него разделенное служение — не служение, и что Он не может допустить, чтобы сердце человека могло принадлежать больше Молоху, Маммоне и Ваалу, нежели Ему. Он на нашем пути и над нашей постелью. Он знает всякую мысль нашего сердца. Подобно тому, как глаза портрета, по-видимому, следят за нами по комнате, так глаз Господень следит за нами везде. В подобных случаях одни испытывают, быть может, страшное чувство, а другие, напротив, благоговейное.

Но для праведнаго человека знать, что Бог видит его, и что взор Его всегда управляет им, это великое благодеяние. Многие совершают страшные грехи; и хотя жизнь их вся соткана из лицемерия, но, несмотря на все это, они полнеют и кажутся здоровыми. У других, наоборот, самая легкая и простительная, по мнению людей, ошибка падает огненной искрой на их нежной совести. Какая разница между этими людьми? Преступник говорит: «нет Бога» или «Богу то все равно». Праведный человек знает, что сделайся он невидим, а два свидетеля (два глаза Божии) все-таки увидят его проступок, и это будет хуже, чем если б весь мир узнал о нем. Он сам будет сознавать свою вину, и она будет мучить его скрытым стыдом. Бог будет знать, и одна мысль, что он оскорбил Его или стал чуждым Ему, будет терзать его сердце. И поэтому он никогда не старается и не желает скрыться от Бога. Его жизнью руководит св. и спасительная истина: «Бог видит меня». Это становится для него первой и главной побудительной причиной к добродетели; если он, несмотря на человеческую слабость, в состоянии придерживаться не только буквально, но и душевно, всех остальных заповедей Господа, то это потому, что, как христианин, он научился исповедывать Иисуса Христа, как Сына Божия, и придя к Отцу посредством Сына, он узнал значение этих слов: «и изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред  лицем Моим» (Исх. XX, 1-3). 

(Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897.)



Написать комментарий