Что есть грех?

Что есть грех?

Перед исповедью каждому исповедующемуся крайне нужно приобрести уверенность в том, что грех – это величайшее зло для человека. Что есть грех?

а) Это нарушение пресвятой воли Творца. Малое ли дело – стать противником и врагом Существа Всемогущего, Того Существа, в руках Которого находимся мы и весь мир, наша жизнь и дыхание, наше время и наша вечность?

б) Это уклонение на сторону врага Божьего – диавола. Малое ли дело – быть заодно с этим человекоубийцей, сделаться похожим на него в измене истине, заразиться его змеиным ядом?

в) Это ослепление ума, развращение воли, искажение совести, разленение тела. Безделица ли – испортить таким образом все богоподобное существо свое, уклонить его от цели бытия в противоположную сторону и внести в него семя тления и смерти вечной?

Что ожидает грешника в будущем? Ожидает еще большая тьма, еще большее измождение сил, еще большее горе и пагуба, ожидает окончательное лишение всех благ, душевных и телесных, окончательное отвержение от лица Божиего, осуждение на вечное мучение в аду, с диаволом и ангелами его.

Довольно и этих самых простых понятий о грехе, чтобы затрепетать всем существом своим при одной мысли о грехе.

Итак, исповедь необходима. Ибо, трепеща при мысли о своих грехах, как не поспешить к исповеди, когда в ней, силой Премудрости Божией, открыт путь к примирению нас с Богом и своей совестью, и за одно чистосердечное признание своих беззаконий и раскаяние в них подается полное прощение? Поистине, мы должны были бы спешить к исповеди и тогда, когда в ней требовалось бы даже самое тяжелое и трудноисполнимое для нас, ибо лучше все претерпеть и всего лишиться, чем оставаться врагом Богу и другом диаволу.

Но от нас ничего подобного не требуется, а требуется только самое необходимое – чтобы мы исповедали свои грехи, показали отвращение к ним, решили оставить их навсегда и в настоящем воздать, чем можем, за прошлое. И от этого удаляться? И это считать трудным? И ради этого оставаться в грехах? Что же значит после этого наше покаяние? Где ненависть к греху? Где любовь к Богу, к себе?

Скажем же и мы со св. Давидом: «Благо есть исповедаться Господу» (Пс. 91, 2), – и поспешим к святому аналою, как преступники спешат к тому месту, где объявляется прощение и царская милость.




      Протоиерей Григорий Дьяченко
      Накануне исповеди

Написать комментарий