Добродетели монаха

Добродетели монаха

ЧЕМ ОХРАНЯЕТСЯ ДОБРОТА ИНОЧЕСКОГО ЖИТИЯ

Иноку во всем своем облике и во всех делах своих должно быть назидательным образцом для всякого, кто его видит, чтобы, по причине многих его добродетелей, сияющих подобно лучам, и враги истины, смотря на него, даже нехотя признавали, что у христиан есть твердая и непоколебимая надежда спасения, и отовсюду стекались к нему, как к действительному прибежищу, и чтобы оттого рог Церкви возвысился на врагов ее и многие подвиглись бы к соревнованию иноческой добродетели и оставили мир, а инок соделался бы во всем досточестным за доброту жития его; потому что иноческое житие – похвала Церкви Христовой. 

Посему иноку должно во всех отношениях иметь прекрасные черты:

– презрение к видимому, 
– строгую нестяжательность, 
– совершенное небрежение о плоти, 
– высокий пост, 
– пребывание в безмолвии, 
– благочиние чувств, 
– охрану зрения, 
– отсечение всякой распри о чем-либо в веке сем, 
– краткость в словах, 
– чистоту от злопамятства, 
– при рассудительности простоту, 
– при благоразумии, проницательности и быстроте ума незлобие и простосердечие. 

Ему должно:

– знать, что настоящая жизнь суетна и пуста и что близка жизнь истинная и духовная; 
– должно не быть знаемым или осуждаемым от людей, 
– не связывать себя дружбою или единением с каким-либо человеком; 
– место жительства иметь безмолвное; 
– убегать всегда от людей, 
– с неослабным терпением пребывать в молитвах и чтениях; 
– не любить почестей и не радоваться подаркам; 
– не привязываться к жизни сей; 
– мужественно переносить искушения; 
– быть свободным от мирских желаний, от разведывания и памятования о мирских делах; 
– заботиться и размышлять всегда об одной истинной стране; 
– иметь лицо скорбное и сморщенное, день и ночь непрестанно проливать слезы; 
– паче же всего этого хранить целомудрие свое, 
– быть чистым от чревоугодия, от малых и больших недостатков. 

Вот, говоря кратко, добродетели инока, свидетельствующие ему о совершенном омертвении его для мира и о приближении к Богу. Посему во всякое время должно нам заботиться о сих добродетелях и приобретать их. 

Если же кто скажет: «Какая нужда перечислять их, а не сказать о них вообще и коротко?» – то отвечу: «Сие необходимо, чтобы, когда радеющий о жизни своей взыщет в душе своей какой-либо из сказанных добродетелей и найдет себя скудным в чем-либо из перечисленного, познал он из этого ничтожество свое во всякой добродетели, и перечисление сие служило бы для него в виде напоминания. Но когда приобретет в себе все здесь перечисленное, тогда дано ему будет ведение и о прочем, не упомянутом мною. И будет он для святых человеков виновником славословия Богу. И здесь еще, до исшествия своего из жизни, уготовит душе своей место отрады. Богу же нашему да будет слава вовеки! Аминь.

Преподобный Исаак Сирин
«Слова подвижнические»

Написать комментарий