Сохраняя благоговение: О торговле продуктами на территории храмов

Сохраняя благоговение: О торговле продуктами на территории храмов

Не так давно наши друзья побывали в Феодосии, где им порекомендовали посетить храм во имя святой великомученицы Екатерины. Церковь действительно оказалась замечательной. Построенная на народные пожертвования в XIX веке в память присоединения Крыма к России Императрицей Екатериной, она в плане имеет форму креста, входом служит портик с небольшой звонницей, украшенной невысокими, расширенными посередине колоннами. Осеняют церковь пять небольших куполов, окрашенных в синий цвет и усыпанных звездами. Стены на невысоком цоколе расчленены по углам колоннами. Ярче всего в облике церкви запоминаются кокошники разных размеров – закомары, украшенные резным узором. В самом деле – красивейший храм города.



храм во имя святой великомученицы Екатерины в Феодосии

Желая ознакомиться с остальными сооружениями храмового комплекса, наши друзья не могли не увидеть и «Хлебную лавку», расположенную на территории храма за его алтарной частью. Рекламный щит, находящийся перед входом, информировал об ассортименте: мороженное, охлажденные напитки, продукты, колбаска, молочка, продукция пекарни «Екатерининские хлеба».

храм во имя святой великомученицы Екатерины в Феодосии

храм во имя святой великомученицы Екатерины в Феодосии

храм во имя святой великомученицы Екатерины в Феодосии

Реклама не обманула. Выбор продукции в лавке действительно оказался весьма разнообразным. Одних сарделек несколько разновидностей. Видно, что скромная по названию «Хлебная лавка» мало чем уступает любому полноценному городскому продуктовому магазину. Только непонятно, что она делает на территории храма.

храм во имя святой великомученицы Екатерины в Феодосии

Вернее, понятно. Земля принадлежит храму, и по гражданскому кодексу владелец, в данном случае настоятель, может строить на ней любые здания. Если же магазин будет расположен за территорией храма, да еще в чужом помещении, то немалую часть прибыли от торговли пришлось бы отдавать государству за аренду. Все это ясно.

Однако есть еще и канонический кодекс – церковное законодательство. «Никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам», – гласит 76-е правило Шестого Вселенского Собора. 

Святитель Никодим (Милош) в толковании на него пишет: «Цель этого правила – сохранить св. храм и все вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли... Правило это не говорит только о храме и о лицах, занимающихся предосудительными делами в храме, так как это само по себе воспрещено, а говорит о священных оградах (ένδον των ιερών περιβο\'λων, intra sanctos ambitus), в которых тоже воспрещаются подобные деяния, так как, по словам Вальсамона в толковании этого правила, никому и никогда не придет на ум заводить в храме корчму или иную какую-либо торговлю. А священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, все, что окружает св. храмы (αί των θείων ναών ά\'πασαι περιοχαί, omnia sanctorum templorum septa), и на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое προπύλαιον или προαύλιον (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись» (Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша)).
.


В советское время и в первые годы перестройки так сложилось, что в церковной ограде поставлялись книжные и иконные лавки. Это еще как-то сообразно с главной миссией храма – духовным просвещением людей. Но какое отношение имеет продуктовый магазин к духовному просвещению?!

Если вспомним Иерусалимский храм, то там продавали всего лишь голубей, овец и волов, которые необходимы были для принесения жертв. Тем не менее Христос выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей (см.: Мф. 21, 13). При этом он сказал: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Там же).

А в Феодосийском храме выбор гораздо шире, нежели в древнем Иерусалимском. И потому тем более к нему относятся грозные слова Спасителя. Причем, Господь изгнал не только торгашей, но и покупателей. Если бы люди не брали продукцию, тогда бы у продавцов не было бы прибыли и они бы сами закрыли магазин. Поэтому грешат не только торгаши, но и покупатели, берущие у них продукцию. А потом удивляемся: откуда это гонения на нас? Или почему это у нас стреляют?

Знает ли о 76-м правиле Шестого Вселенского Собора настоятель храма? В Московских духовных школах, где он учился, дается неплохое образование, в том числе и по Каноническому праву. Только прибыль от продуктового магазина в разы больше, чем от торговли книгами и иконами, и этот фактор, видимо, затмил все доводы веры. Но тогда получается, что не Христос наш Бог, а мамона. Хотя Господь нас предупредил: Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6,24).

Святые же отцы Шестого Вселенского Собора в подобных случаях призывают дать следующее духовное лекарство согрешающим: «… аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен» (76-е правило). Только кто его подаст нашим больным?

храм во имя святой великомученицы Екатерины в Феодосии

храм во имя святой великомученицы Екатерины в Феодосии

храм во имя святой великомученицы Екатерины в Феодосии

Александр Павлов

Написать комментарий