О необходимости иметь старца-руководителя

О необходимости иметь старца-руководителя

Необходимость иметь старца-руководителя

Никто не может сподобиться благодати бесстрастия, достигаемой послушанием и смирением, если не понудит себя отсечь свою волю и не предаст себя ради Бога своему отцу духовному (старцу-руководителю), делая все, что говорит ему руководитель, не сомневаясь, как бы слушая Самого Бога.

Святой Василий Великий в своем постническом слове об отречении мира тщательно велит искать духовного и искусного отца (руководителя) для отдания себя в повиновение.

«Если найдешь такого, то предай себя ему, – говорит святитель Христов, – оставь свою волю, да будешь чистым (избранным) сосудом».

Так же учат Григорий Синаит и другие святые отцы. Все они согласно говорят, что ни от чего нет более успеха (в иноческой жизни), как от истинного повиновения, при оставлении своего рассуждения о всякой вещи, хотя бы кто изучил всю мудрость мира сего; ибо по апостолу: «Премудрость мира сего буйство у Бога есть» (см. 1 Кор. 3, 19) и «аще кто в вас хощет мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1 Кор. 3, 18).

Поэтому не следует уповать на свою мудрость или ум и говорить: я сам без наставления могу себя спасти. Такие не подражают смирению Христа Бога нашего, Который «смирил Себя, послушлив быв даже до смерти» (Флп. 2, 8).

Такие уповающие на себя подражают гордому противнику Христову, от чего да избавит нас Господь Бог. Не потому ли человек не имеет преуспеяния в добродетелях и не понимает причины своих частых падений, что отвергает послушание? «Имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч. 11; 14).

«Видишь ли, – спрашивает святой Дорофей, – чему учит нас Священное Писание? Оно учить нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи от наставляющего нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника на путь Божий. Что же значит сказанное: "Имже несть управления, падают аки листвие”? Лист сначала бывает зеленым, но при начавшихся холодах желтеет, засыхает и падает. Тогда пренебрегают им и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала имеет усердие к посту, бдению, безмолвию, послушанию и к другим подобным делам; потом усердие это мало-помалу охладевает. Не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердие, он (подобно листу) нечувствительно засыхает, падает и наконец становится подвластным рабом врагу спасения, который делает с ним что хочет. Об открывающих же свои помышления и поступки и делающих всё по совету, Писание говорит: "Спасение есть во мнозе совете”. Не говорит: в совете многих, чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем с одним (старцем или духовником) и не так, чтобы одно говорить, а о другом молчать, но обо всем советоваться; такому есть верное спасение во мнозе совете.

Когда видит диавол, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не настолько неискусен в делании зла, чтобы внушать ему делать явные грехи, но умаляет их. Не говорит: "Иди сотвори блуд или поди украдь”, – знает, что не хотим этого, и не считает нужным внушать нам нежелаемое, но находит в нас одно пожелание или самооправдание и под видом доброго вредит нам. Когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, то, делая по видимому доброе дело, сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Соединение оправдания с волею есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх, тогда окончательно падает несчастный (человек)».

До и после пострига
Поучения монахам Глинского игумена Филарета (Данилевского)

Написать комментарий