Каковы твои мысли – такова твоя жизнь

Каковы твои мысли – такова твоя жизнь

Старец Фаддей Витовницкий (Штрабулович) († 2003) – один из наиболее почитаемых духовников Сербской Православной Церкви в период конца XX – начала XXI века, известный не только на своей Родине, но и во всем православном мире как мудрый наставник, стяжавший благодатные дары рассуждения, прозорливости, исцелений и подлинной любви к Богу и ближним. Публикуемый ниже материал подготовлен на основе видеозаписи беседы со старцем, состоявшейся в 2002 году в сербском монастыре Ковиль. Подвижник отвечает на вопросы о спасении души в условиях современной жизни, разрушительно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека.

– Как Вы себя чувствуете, отче?
– Хорошо. Как всякий старик, многое испытавший в жизни. В молодые годы было все по-другому. Когда одного старца спрашивали, как он живет, он отвечал: «Теперь заново проживаю то, что пережил когда-то».

– Вам более 80-ти лет…
– Да, я в 1914 году родился, на день апостола Фомы.

– Как Вы переносите монашескую жизнь?
– Хорошо, слава Богу! Хорошо мне, ничего мне не мешает. Слава Богу! Господь дал физическое здоровье и поддержал его, как нужно. Нет свежести, как в молодости, но нет и болезней. Хорошо мне сейчас, мирно. Иначе было в молодые годы, в детстве, когда слабое здоровье было. Опять – слава Богу! До глубокой старости ведь дожил.

– Как здоровье связанно с духовным состоянием человека?
– Когда человек здоров, он может быть быстрым, все помнит, всю свою жизнь. А в болезни всегда что-то мешает.

– Как-то Вы сказали, что болезнь может служить предупреждением, что человек не на добром пути.
– Да, это так. Господь знает, что кому нужно. Часто бывает так, что человек вроде бы здоров, а между тем он – тяжко болен. Хотя выглядит здоровым, ничего его не безпокоит. И так… так течет жизнь человеческая на земле.

– Как видно, что человек болен? Как Вы это видите?
– Ну, он сам чувствует, что ему что-то мешает. Раз что-то мешает – значит, есть некая болезнь, какой-то недостаток, не дающий ему правильно жить.

– Как может помочь себе такой человек?
– Смирением. Смирится – вот ему и спасение, и физическое, и душевное. У смиренного человека в покое нервная система, и все тогда легко. Никакие невзгоды не могут на него повлиять. Он знает, что так должно быть, и смиряется. А тот, кто имеет много желаний, сам себя мучает. Ничто не происходит без попущения и дозволения от Господа. Человек всегда связан с окружающими его и со всем миром. Жизнь одна, и Один Источник жизни, все Пронизывающий и все Держащий.

– Как человеку смириться, если он грешен, и этим помочь себе?
– Надо покориться воле Божией: за все, что Он дал, и за то, как все устроил, нужно быть довольным и благодарным Богу. Иначе, если человек многого захочет, – будет страдать. Нужно трудиться – нельзя быть ленивым, ленивый тоже сам себя мучает. Надо быть ревностным, жить по совести, чисто, благородно, возвышенно. Не вредя никому – ни ближним, ни себе самому.

– Как человеку пребывать в скромности, не преувеличивая своих возможностей?
– Не творить своей воли, а все принимать, как из руки Господней. Все, что с нами происходит, есть Промысел Божий, и надо ему покоряться. Как только смиримся – вот и спасение.

– Вы говорили, что даже и рак человек может победить силой воли и добрым душевным настроем.
– С Божией помощью возможно все. Если человек всем сердцем обратится ко Господу, он обретет невероятную силу, которой может остановить солнце, может чудо сотворить. Бог присутствует везде, и когда человек пребывает в Источнике жизни, в Боге, – все, что пожелает, будет ему.

Посмотрите на детей, как они простодушны, они ни о чем не рассуждают. Ты скажешь ребенку: так и так, и он все принимает без колебаний, он не размышляет, что с ним произойдет, как это будет. Ему сказали – он отвечает: «Аминь!» Значит, он полон веры. И как сказали – так по его вере и будет дано ему. А люди удивляются, как будто ребенок – это некое особое существо…

– Означает ли это, что в детстве мы ближе к Богу, а взрослея, отходим от Него из-за своей небогоугодной жизни?
– Это во многом зависит от окружающей среды, в которой человек развивается. Для детей это важно, они принимают все, что видят. Все, что видят, – им кажется хорошим, они это любят. А особенно если какая душа светлая и мирная – дитя сразу тянется к такому человеку, даже если он не родной. Он его привлекает, ребенок летит к нему с распростертыми объятьями, как к родному. Значит, эта душа смиренная, кроткая, мирная, обладающая Божественными свойствами. И дитя бежит к ней, бежит к Господу.

Если бы человеческий род пришел в себя и смирился, вероятно, была бы совсем другая ситуация в мире, великая милость Божия снизошла бы на людей. Но люди слишком обременены материальными проблемами, и это подавляет то доброе, что в них есть. Бог – Жизнь и Энергия для всякой твари. Везде – Жизнь, всюду. И мы, человеческий род, соединены, взаимно связаны, неразлучны... А люди этого не замечают и не понимают. Мы вообще не можем понять, что есть наша жизнь в этом мире. Нам кажется, что это только наша жизнь, но мы не можем друг без друга. Думаем, что можем, а не можем.

– Насколько важна для нас, живущих в миру, семья?
– Семья – великая помощь для человека, ибо человек одинок в этом мире. А семья – это те люди, с которыми он может быть единомысленным. Хотя и тут враг старается испортить расположение. Однако, когда у всех членов семьи мысли находятся в гармонии, тогда в доме воцаряется благодать Божия и все пребывают в согласии. Так благоизволил Господь, создавая человека, – сотворил и праматерь Еву, чтобы помогала ему... Надо иметь согласие с нашими друзьями, единство, чтобы было единомыслие. Когда есть единомыслие – будут мир, радость, тишина…

– Многим людям нравится разговаривать с Вами, слушать Ваши советы...
– Я уже старый. Старый человек живет своей молодостью. Много чего происходило, иногда вспоминает – что было, как было… Живет воспоминаниями. Если они хорошие – хорошо. А если плохие – тогда нужно их устранить и помнить только хорошее. Никто не виноват перед нами. Какие мысли у нас – такова и жизнь наша. Жизнь проявляется путем мысли. Когда мы имеем спокойные помыслы, добрые желания, то нам хорошо. Если у нас мирные, тихие мысли – то мы и жить будем в тишине и покое.

– А что такое тоска? Сейчас в мире много депрессивно настроенных людей, потерявших веру…
– Человек сам себя обременяет ненужными мыслями и не может ничего сделать. Он может даже хорошо о чем-то думать, но совершить что-то доброе без Бога – не может. Добро мы способны творить только с помощью Божией, потому что только Один Бог Благ. Он – Все, Вся Доброта, Все Милосердие. Слава Богу, что Он всюду присутствует и помогает всякому – и слабому, и сильному, потому что всем требуется помощь…

– Что Вы делаете, когда Вам грустно?
– Не знаю… Много не волнуюсь, не безпокоюсь, что со мной будет, как будет. Иначе, если бы думал, – не стяжал бы мира. Как Бог даст, так пусть и будет. Если положиться на волю Господню – тогда не придется переживать. А если станешь размышлять: «Случится то, произойдет это…», то сам себе испортишь настроение, потеряешь мир и покой. И зачем тебе это? Достаточно нам наших ежедневных трудностей.

Каждый человек имеет недостатки. На земле нет ни одного совершенного существа, Совершен лишь Один Бог. Но с Богом и мы можем стать совершенными. А без Него – никак. Потому что Он – Любовь, Весь – Любовь. Если обратимся к Нему от сердца – сразу получим помощь.

– Как нам спасаться в окружающем мире, как открыть свое сердце и искренне обратиться к Богу?
– Нужно упражняться в молитве. Если человек постоянно творит молитву, это само собой переходит в навык. А когда повторяем слова, приходит чувство, о котором пишут Святые Отцы, проходившие умное делание. Если неизменно повторять что-либо, то это становится частью нашей природы. И, когда человек обращается от сердца к Господу умной молитвой, она в свое время делается постоянной, она сама в нем идет, и от этого он ощущает радость и мир, которые не от мира сего. Благодатная молитва – это несказанная радость…

– Дайте, пожалуйста, какие-нибудь советы относительно молитвы. Какие молитвы творить, как их произносить?
– Святые Отцы говорят, что всякому нужно упражняться в Иисусовой молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Если человек будет творить ее ежедневно, то ощутит благодать Божию. А когда молитва начнет совершаться в нем сама и перейдет в навык, тогда его осенит невероятная Божественная сила, он почувствует мир и радость. Радость несказанную, и сам будет изумляться, что это такое: все ему станет мило, все хорошо. На что ни посмотрит – все святое. До чего ни дотронется – все чудесное. Это – Божественная благодать, которая дается человеку вне зависимости от его воли и желаний. Молитва пойдет сама собой, как некий двигатель, без остановки. Человек будет жить, а у него на душе – непрестанная неописуемая радость. Что ни увидит – все ему принесет радость. Как преподобный Серафим Саровский – он всем, кого встречал, говорил: «Радость моя!»...

– В чем разница между молодостью и старостью?
– Нет особой разницы. Старец может быть молодым, а молодой – старцем… Большое утешение, когда человек видит другого человека в хорошем расположении. Например, на улице мы можем определить, в каком настроении тот или иной прохожий. Значит, у нас есть способность оценивать состояние людей, их дух...

– Тех, кто пребывает в плохом настроении, нужно избегать?
– Нельзя участвовать во зле, но надо помочь тому, кто страдает. Что нужно для того, чтобы человек освободился от негативных мыслей, если, к примеру, кто-нибудь испортит ему настроение, и он ничего не может с этим поделать? Приходит один, что-то ему говорит, а тот не слышит, другой – он все равно не выходит из этого состояния, третий, четвертый… А подойдет ребенок, обнимет его – и тот чувствует утешение. Дети не мыслят зла, для них все хорошие. И человек получает благодать, потому что ребенок полон благодати. Благодать Божия озаряет его, и он освобождается от депрессии. И это великая помощь – дитя исцелило.

– А что такое депрессия?
– Комбинация мыслей. Человек комбинирует одно, другое, третье, размышляет: «Будет то, будет это…» А в итоге-то – ничего этого не будет. Он сам все усложняет, теряет покой и портит себе настроение. А потом думает, будто кто-то виноват, что он не в настроении. Прошел кто-то мимо, и он говорит: «Он испортил мне настроение». Нет, не он, а ты сам! Сам ты носишь свое бремя. Ничего у тебя не получается, когда ты не в духе. Идешь к своим родным, близким и передаешь им это состояние. А потом тебе кто-то виноват. Сам ты виноват, сам это сделал – и себе, и всему дому. Идешь к другу – и тому тоже портишь настроение, он подхватывает твои мысли, твое дурное расположение духа. Не зря ведь говорят: «Лучше бы он не приходил! Как будто жар принес и весь дом спалил!» Нет никакого настроения, никакого мира, никакого утешения у того, кто носит с собой свои проблемы. Поэтому нужно стараться как можно скорее выйти из такого состояния.

– Посоветуйте, как оставить свои проблемы, как освободиться от дурных мыслей?
– Лучше петь про себя, чем жаловаться. Пой! «Кто поет – тот не мыслит зла», – гласит народная поговорка.

– Какими должны быть отношения между людьми в духовной жизни?
– Нужно помнить, что все мы призваны к святости. Поэтому нельзя поступать вопреки законам добра. Все святы – и малый, и великий, все являются частью жизни и имеют Божественную энергию. Жизнь – это энергия, полученная от Бога, а у Бога – все доброе. И ангелы, и все творения черпают силы из Источника Жизни. Жизнь – одна, Жизнодавец – Бог.

– Наверное, Божественная энергия ближе к нам, когда мы молимся в церкви или посещаем Святую Гору?
– Да всегда она с нами, человече! Мы живем Божественной энергией. У нас нет своей жизни, эта жизнь дарована нам.

– Правы ли утверждающие, что приближается конец света?
– Да, он постоянно приближается, с каждым годом становится все ближе и ближе… Посмотрим, что и как управит Господь.

– Что Вы можете сказать о нынешнем времени?
– Жизнь зависит от наших мыслей и желаний. Мы сами создаем жизненную гармонию или дисгармонию – и в семейном кругу, и в обществе, и в стране. Все связано с нашим духовным состоянием... Какие смиренные и кроткие души у беззлобных и простых людей! Какой добротой они сияют!..

Мы не должны ненавидеть друг друга. Когда ты кого-то ненавидишь – портишь себе настроение. А тот, к кому ты имеешь неприязнь, приходит к тебе с любовью, и тогда ты удивляешься: «Как так, он, мой враг, пришел ко мне, как будто я не думаю о нем ничего плохого?» И он становится твоим учителем, учит тебя доброте. Он видит, что нет пользы иметь злые мысли. Что было, то прошло. Вы ссорились, не разговаривали, но это все проходит. Ты удивляешься: «Неужели со мной здоровается мой неприятель?» Думаешь, что он враг. А на самом деле ты просто обременен плохими мыслями. Потом ты тоже придешь в себя и поймешь, что не выгодно помышлять злое. Тот, кто думает плохо, не может быть смиренным и мирным. А если отбросит зло, почувствует мир и тишину. Зло надо просто отбрасывать: «Не хочу мыслить злое! Хочу только мира. Мира, тишины и добра». Тогда человек как ангел Господень будет сеять все доброе.

– Надо ли молиться за врагов?
– Конечно, нужно молиться за тех, кто нас не любит, кто обременен злыми мыслями по отношению к нам, и желать им добра. Бывает, что человек сильно озлобляется на тебя и любой ценой хочет тебе навредить. Но чем больше зла он замышляет, тем больше Бог дает тебе добра. Тогда тот человек видит, что сам не хорош. «Я желаю ему зла, а ему – все лучше. Значит, я не прав, если Бог помогает моему врагу и все то, чего я ему желаю, возвращается ко мне самому…» Каковы твои мысли – такова твоя жизнь. Человек не может быть добрым, если мыслит злое. Поэтому нам надо быть мирными, тихими, исполненными любви и доброты. Пусть люди думают о нас что угодно, пусть ругают, а мы будем их благословлять и желать всем блага.

В борьбе лжи против истины нейтралитет равен принятию стороны зла. Христос словно обоюдоострым мечом поделил людей на две части, сказав: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 30; Лк. 11, 23); и те, кто не холоден и не горяч, т. е. нейтральные, отвратительны Ему. Трудно представить христианина, который может остаться нейтральным перед такой угрозой, вдвойне трудно представить себе православного серба, который стоит в стороне и безучастно наблюдает борьбу за Крест. Нейтралитет не свойственен сербам; веками отстаивая истину и веру, свободу и правду, сербский народ стал очень чуток к этим необходимым для достойной жизни личности и общества предметам – вере, свободе и правде.
Святитель Николай Сербский 
Ты нужен Богу. Слова и наставления. М., 2013.

– Некоторые полагают, что с помощью наркотиков они смогут достичь мистических состояний и вступить в связь с вышними силами…
– Это самообман. Это – от сатаны. Употребляя наркотики, человек ничего не достигнет, только испортит нервную систему. Но, если пожелает, он может постичь доброе, размышляя о добре…

– Что Вы думаете о телевидении? Люди тратят на просмотр телевизора много времени, и это становится своего рода наркотиком…

Каковы твои мысли – такова твоя жизнь
– Это одно и то же. Им просто нужно чем-то заняться. Богу не молятся, поэтому нужна какая-то другая «молитва» – смотреть картинки, фильмы. Потому что ум человека не может быть праздным, ему всегда требуется работа.

– Отче, когда Вы вспоминаете о прошлом, находите ли в своей жизни то, что сегодня, будь такая возможность, сделали бы лучше?
– Наверное, я бы мог сделать еще многое, но время ушло, теперь это уже невозможно… Все, что молодые могут сделать лучше, пусть делают, пусть стараются, трудятся. И если иногда кажется, что все усилия напрасны, это заблуждение. Они увидят пользу потом – не только для себя, но и для своих ближних, которые посмотрят на них и скажут: «Если он смог, значит и я смогу!»

– Спаси Вас, Господи! Скажите нам, пожалуйста, еще что-нибудь в заключение беседы.
– Будьте добрыми. Обращайте внимание на благие мысли, благие желания и не реагируйте на оскорбления.

– Благословите!
– Бог благословит, Бог да укрепит, да сделает вас мужественными, храбрыми и сильными! Мир за молодыми. Им нужно передавать имеющийся опыт, опыт добра. А все доброе рождается из мыслей. Любое дело на них основывается, поэтому нужно стараться сохранять такие мысли, которые будут полезны и нам, и ближним, и молодому поколению. Надо умножать все доброе.

Подготовила Татьяна Георгиева

Источник: Газета «Православный крест» №22 (118); №23 (119) от 2014 г.

Написать комментарий