Против страха смерти
Когда-то я говорил вам, братие, что для того, чтоб не
бояться смерти, нужно чаще размышлять о ней; ныне предлагаю вашему вниманию
касательно того же еще наставление. Выслушайте следующее повествование.
Индийский царь Авенир, до принятия Крещения злой гонитель
христиан, однажды издал повеление, чтобы все жившие в его царстве монахи в
продолжение трех дней непременно оставили его страну и искали себе убежище, где
знают; тем же, которые не исполнят его повеления, угрожал смертью. Вскоре после этого,
во время поездки на охоту, Авениру пришлось встретиться с двумя иноками. Увидев
их, царь пришел в сильное раздражение и с гневом сказал им: «Что же? Разве вы
не знаете, что в три дня вы все должны были оставить мою страну?» «Знаем, – отвечали
иноки, – и вышли из твоей страны; а что ныне проходим ею, то это для того,
чтобы доставить пищу оставшимся здесь братьям». «Да какая же им пища нужна, –
вскричал царь, – когда они осуждены на смерть? Разве вы не знаете, что все
приговоренные к смерти находятся в ужасе и печали и не требуют пищи?» «Нет,
царь, не все осужденные на смерть в страхе и печали находятся, – отвечали
иноки. – Ужасаются смерти только те из них, которые ничего хорошего не ожидают
для себя в жизни будущей и к земным благам настолько привязаны, что с
величайшим трудом расстаются с ними. Мы же, оставивши сей мир и все, что в нем,
и проходя ради Христа узкий и прискорбный путь, смерти не боимся, потому что
любовь имеем лишь к небесному, и смерть вожделенна для нас, как скорейшее прехождение
к жизни лучшей и вечной». «Но, однако, – сказал царь, – вы вышли из моей
страны; значит, на самом деле боитесь смерти». «Нет, царь, не ради страха
смерти мы вышли из твоей страны, – отвечали иноки, – а ради жалости к тебе,
чтобы не подвергнуть тебя за умерщвление нас большему осуждению. А уж если
нашей смерти непременно желаешь, то опять повторяем тебе, что она для нас не
страшна». Слыша это, Авенир еще более разгневался и тотчас повелел предать
иноков злой смерти – сжечь. «И тако, – заключает сказание, – смерть прияша
Христовы угодники огнем и мученический подвиг и венцы получиша.
Итак, вот каково средство не бояться смерти! Оно, как
видите, состоит в том, чтобы не привязываться в продолжение жизни к земным
благам, любить всем сердцем Господа Иисуса и постоянно размышлять о том
блаженстве, которое уготовал Бог любящим
Его. Что средство это действительно против страха смерти, то подтверждают нам
своим примером не только вышеупомянутые иноки, но и весь сонм мучеников,
пострадавших за Христа. С верою в Него и будущую жизнь они не только смело, но
и с радостью смотрели в глаза смерти, ибо убеждены были, что она для христиан
есть только прехождение к жизни лучшей, вечной! Аминь.
Пролог в поучениях на каждый день
Протоиерея Виктора Гурьева