Против ложного свидетельствования на суде
Память святыя мученицы Миропии
Из страха, и часто ложного, ответственности перед судом вы,
братие, когда призываетесь в оный, нередко, несмотря даже на принимаемую вами
присягу, скрываете истину и говорите неправду. Мне даже приходилось видеть и
таких, которые, возвратившись из суда, с какою-то бесовскою радостью
похвалялись своим обманом и говорили, что они тогда-то присягу съели! Нечего
доказывать, что эти последние – к греху клятвопреступления присоединяют еще
страшный грех богохуления и
кощунства и потому подлежат тягчайшей ответственности пред Богом. Довольно
сказать, что и вообще скрывать истину на суде есть величайшее зло, ибо сколько
через это пострадало невинных! Сколько оправдано разбойников и грабителей,
которые снова возвращались на свои дела и снова начинали грабить и убивать! А
кто виноват в этом, как не ложные свидетели?.. Нет, не так, братие, мы,
последователи Христа Спасителя, должны поступать. Правда должна быть для нас
так священна, что мы должны свидетельствовать о ней на суде даже в том случае,
если бы нам самим грозила опасность пострадать за нее. Пусть мы лучше
пострадаем, чем страдать из-за нас другим невинным. Так и святые поступали; и
вот сему доказательство.
Святая Миропия, услыхавши о смерти мученика Исидора,
пожелала сокрыть тело его, брошенное князем Хионского острова в некоторой дебри
и охраняемое воинами. Для сего она с некоторыми из прислужниц ночью пришла на
место, где лежало оно, и, поскольку воины спали, то без труда взяла его и в
избранном ею месте честно погребла. Между тем князь-мучитель вскоре узнал о
похищении тела, и на воинов-стражей разгневался. Он заковал их в цепи и
приказал водить по всему острову, чтобы они непременно нашли тело мученика; в
случае же, если не найдут, угрожал им смертью. Миропия узнала об
этом и, видя воинов окованных, мучимых и влекомых по острову, сказала сама
себе: «Они страждут ради меня, а ведь на суде Божием мне за это горе будет». И
тотчас, пришедши к воинам, сказала: «Друзья, не трудитесь напрасно! Тело,
которое пропало у вас, сокрыла я». Они взяли ее и привели на суд к князю.
«Правду ли они говорят про тебя, – спросил последний, – что ты взяла тело
Исидора?» «Правду», – отвечала Миропия. Князь пришел в ярость и предал святую на
мучения. И били ее палицами без милости и влачили за власы по всему острову и
затем снова били по всем членам тела и, наконец, едва живую бросили в темницу,
где и предала она дух свой Господу.
Итак, видите, братие, что святые из-за истины и чтобы спасти
других судимых шли даже на явную смерть. Нам ли в настоящее время бояться
говорить правду на судах справедливых и милостивых? Нам ли не открывать истины,
когда нам, даже и в случае обвинения, не угрожают ни мучения, ни смерть? Но,
положим, хоть бы и последние были. Так разве хорошо христианину лгать? Разве
достойно его предавать невинных? Разве можно что утаить от Бога? Ведь Он все
видит и знает, и за все у нас ответа спросит. Аминь.
Пролог в поучениях на каждый день
Протоиерея Виктора Гурьева