УВЕНЧАНЫЕ ВЕНЦАМИ СЛАВЫ В ЦАРСТВЕ ХРИСТОВОМ

УВЕНЧАНЫЕ ВЕНЦАМИ СЛАВЫ В ЦАРСТВЕ ХРИСТОВОМ

Страдание святого мученика Феодора и иже с ним. Пострадали за веру Христову в Пергии Памфилийской во времена царя Антонина во II веке. Был Феодор молод и красив лицом, когда наместник той области избрал его с некоторыми молодыми людьми на службу в царском дворе, то Феодор воспротивился и заявил, что он христианин. Был за то мучен разными муками и брошен в огонь. Но из земли пробилась вода и погасила огонь. Наместник это приписал некой магии Феодоровой. А мученик ему сказал:
– Это дело не моей силы. Но Христа Бога моего, а если хочешь испытать силу твоих богов, то разведи другой костер и брось в него своего воина, и тогда увидишь силу твоих богов и всесилие моего Бога.
Хотел наместник бросить в огонь одного воина, но воины в страхе умолили его бросить жреца Диоскора вместо них, жрец же умолял, чтобы в огонь бросили идола Зевса и остальных идолов, и если они боги, то сами себя спасут. Диоскор в сердце своем обратился к Христу, видя все чудеса, происходившие с Феодором, поэтому и сказал бросить идолов в огонь. Поняв это, наместник осудил Диоскора на смерть и сжег его.
После кончины блаженного Диоскора святой Феодор был заключен в темницу. Потом отсюда его снова вывели для другого мучения: ему связали ноги, и привязали к диким лошадям которые влачили мученика по городским улицам, причем их сильно разгоняли. Погоняемые кони в одном месте у городской стены упали и разбились, а мученик между тем был спасен невидимою силою Божиею и, будучи развязан, оставался цел и невредим к всеобщему удивлению. Двое из привязывавших святого к коням воинов, Сократ и Дионисий, при этом рассказали всем о своем следующем удивительном видении: в то время как кони были гонимы, они видели сошедшую с небес к мученику огненную колесницу, которая взяла его и поставила невредимым в месте судилища. Рассказывая всем об этом, воины взывали:
Велик Бог христианский!
Услыхав эти слова, военачальник приказал заключить в темнице со святым Феодором и этих воинов и приготовлял для мучение их печь, раскаляя ее сильным огнем в течение трех дней. Затем он ввергнул в эту печь мученика и обоих уверовавших во Христа воинов – Сократа и Дионисия. И немедленно свыше ниспала некая божественная роса, которая оросила мучеников и охладила пламень. Святые пребывали посредине печи, как бы в каком прохладном месте и вели между собою беседу.
Святой Феодор вспомнил о своей блаженной матери, плененной иноплеменниками за три года до этого и отведенной вместе с другими пленниками в Эфиопию, и помолился о ней Богу, сказав:
– Господи Иисусе Христе, Боже, творящий чудеса! Покажи мне, какими Сам Ты знаешь путями, божественною силою Твоею, матерь мою, ибо я желаю ее видеть. Для Тебя же всё возможно. Покажи же мне ее, дабы и прочие познали величие Твое.
Когда святой молился такими словами, пламень понемногу угасал и к тому же, по молитвам мученика, нисшел дождь и совершенно охладил раскаленную печь. Затем Ангел предстал во сне святому Феодору и сказал ему:
– Не скорби, Феодор, о твоей родительнице: ты увидишь ее.
Пробудившись от сна, святой рассказал сновидение своим друзьям; и еще в то время, как он о том рассказывал, посредине печи выступила мать его по имени Филиппия и, увидавши своего любезного сына, обрадовалась, с любовью облобызала его и находившихся с ним воинов и сообщила, откуда и как она пришла сюда, ведомая невидимою рукою.
Утром военачальник, пробудившись от сна, сказал своим приближенным:
– Я думаю, что от Феодора и вверженных с ним в печь воинов не осталось ни одной кости.
В то время как он говорил это, один из сторожей, охранявших печь, пришел к военачальнику с известием, что мученики, брошенные в печь, живы и что еще с вечера погас весь огонь, потушенный пролившимся свыше дождем; затем сказал, что внезапно появившаяся из плена мать Феодора сидит в печи как в чертоге, беседуя о Боге христианском с сыном своим и с воинами.
Услыхавши это, военачальник пришел в страх и ужас, сам подошел к печи и позвавши блаженную Филиппию, спросил ее:
– Ты ли мать Феодора?
– Да я, – отвечала она.
Тогда военачальник сказал:
– Увещевай твоего сына, дабы он поклонился богам, чтобы он не погиб и не сделал тебя бездетной.
– Мой сын, – отвечала она, – как я получила о нем извещение от Господа моего раньше его зачатия, будет распят тобою и принесет Богу жертву хвалы.
– Так как ты сама назначила своему сыну крестную смерть,– сказал военачальник, – то пусть так и будет.
Феодора распяли на кресте, на котором он был три дня, испустив потом свой дух; Сократ, Дионисий и Филиппия были усечены мечами. Все были увенчаны венцами славы в царстве Христовом.
Тогда некоторые из благочестивых, взявши телеса святых, обвили их дорогими полотнами и, помазав их ароматами, с честью положили их в особом приготовленном для сего месте, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, славимого во веки. Аминь.




«Жития святых» Сявт. Димитрия Ростовского
Пролог

Написать комментарий