Предсказания о непобедимости Церкви

Предсказания о непобедимости Церкви

6. Что Господь во всю вселенную пошлет проповедников, и что никто не останется не слышавшим проповеди, это также предсказано. Послушай пророческия об этом слова Давида: «во всю землю изъиде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. XVIII, 5). Тот же пророк в другом месте предсказывает, что они будут проповедывать со властию, и будут могущественнее облеченных диадимами: «поставиши я князи по всей земли» (Пс. XLIV, 17). Действительно самыя дела показывают, что Петр и Павел превзошли царей и властителей. Законы царей отменяются даже при жизни их; а законы этих рыбарей и по смерти их пребывают твердыми и непоколебимыми, хотя и демоны, и долговременная привычка, и нечестие, и сладострастие и другия безчисленныя силы старались ниспровергнуть их. Далее, желая показать, что эти постановленные «князи» будут для всех вожделенны и возлюбленны, пророк присовокупил: «сего ради людие исповедятся Тебе в век» (Пс. XLIV, 18), то есть, будут благодарить Тебя, будут питать великую благодарность за то, что Ты даровал им таких князей. Предсказано было и то, что проповедь (евангельская) повсюду одержит победу. Посмотри, как Давид представляет тебе это в следующих словах: «проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Пс. II, 8). То же самое другой пророк предвозвещает, выражаясь так: «наполнится вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море» (Иса. XI, 9). И заметь, как легко совершится эта покорность: «не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси познают я от мала даже и до великаго их» (Иерем. XXXI, 34); и какова непоколебимость церкви: «будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов и приидут к ней люди мнози и языцы мнози» (Иса. II, 2, 4). А что церковь будет не только тверда, непреклонна и непоколебима, но и распространит по вселенной обильный мир, что после того, как многия царства и державы падут, возвысится над всеми единое царство, в котором, не как в прежних, будет господствовать обильный мир; – так как в древности даже художники всякаго рода и риторы брались за оружие и становились в ряды войска, по пришествии же Христа все это прекратилось, и война сделалась занятием только известных людей; – и об этом один пророк ясно сказал так: «раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут к тому ратоватися» (Иса. II, 4). Действительно прежде все люди занимались войною: а ныне забыли о воинском искусстве; или вернее, – большая часть людей вовсе не прикасалась к нему; а если есть некоторые (занимающиеся им), то немногие, редко и в малом числе, между тем как прежде во всяком народе были безпрестанныя возмущения. Далее пророк предсказывает и то, из кого составится церковь. Так как не только скромные, кроткие и добрые люди, но и свирепые и безчеловечные и нравами своими подобные волкам, львам и волам, имели присоединиться к тем, и все составить одну церковь, то послушай, как пророк сказал о разнообразии этого стада: «и пастися будут вкупе волк со агнцем» (Иса. XI, 6), выражая этим простоту жизни царей. А что речь идет не о зверях, пусть скажет иудей, когда это бывало? Волк и ягненок никогда не паслись вместе; а если бы когда и стали вместе пастись, то какая от того была бы польза для рода человеческаго? Нет, он говорит о свирепых нравами людях, о скифах, фракийцах, маврах, индийцах, савроматах, персах. Что все эти народы подчинятся под одно иго, о том и другой пророк ясно говорил: «поработают Ему под игом единем, и поклонятся Ему кийждо от места своего» (Софон. III, 9), не в одном Иерусалиме, но по всей вселенной; потому что не будет повеления людям ходить в Иерусалим, но каждый, оставаясь дома, будет совершать это богослужение.

7. Не умолчали пророки и о том, что иудеи будут отвержены; посмотри как об этом предсказал пророк: «и в вас затворятся двери, и не возгнетите огня олтареви Моему туне» (Малах. I, 10). Предсказано и то, кто будет служить Богу: «от восток солнца до запад», говорит пророк, «имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста» (Малах. I, 11). Видишь ли, как он изобразил достоинство этого богослужения, его превосходство и установление вместо прежняго, – и то, что это богопочтение будет зависеть не от места, но от внутренняго расположения, и будет состоять не в курении и дыме, но в некотором другом богослужении. Как же, скажут, апостолы привлекли к себе все народы? Как владеющий только одним языком иудейским мог убедить скифа, индийца, савромата и фракийца? Получив от Духа Святаго благодатный дар многих языков для убеждения язычников; а для убеждения Израиля – дарование языков. Но иудеи не вняли убеждению, о чем, послушай, как говорит пророк: «яко худостию устен, языком иным» возглаголю «людем сим, и не восхотят слышати», глаголет Господь (Иса. XXVIII, 11–12). – Что может быть, яснее этого? Иудеи не уверовали, а язычники обратились; и это было предсказано. Послушай пророка Исаию, который ясно говорит: «явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне: рекох, се есмь, языку, иже не призваша имене Моего» (Иса.LXV, 1); а об израильтянах: «прострох руце Мои весь день к людем непокаряющимся и противоглаголющим» (Иса.LXV,2); и еще: «возвестихом яко отроча пред ним, яко корень в земли жаждущей» (Ис. LIII, 2); и еще: «Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся» (Ис. LIII, 1)? Пророк не сказал: «учению нашему», желая этим показать, что апостолы не от себя говорили, но возвещали то, что слышали от Бога. Что наше богослужение превосходнее иудейскаго, о том предвозвестил Моисей, сказав: «и Аз раздражу» вас «не о языце, о языце же неразумлив прогневаю» вас (Второз. XXXII, 21); выражением: «не о языце», он означил прежнее уничиженное состояние народа языческаго, который и не считался народом по своей презренности, по невежеству, по безумию; но вера произвела в язычниках такую перемену, что они сделались гораздо досточтимее бывших в чести иудеев. Здесь же открыто, что это сильно тронет иудеев и они от того сделаются лучшими; ибо пророк не сказал просто: «предпочту», но указал и то, что исправление их произойдет от завистливаго раздражения. «Аз раздражу» вас «не о языце», говорит он, как бы так говоря: Я дам им столько благ, что вы будете завидовать, что вы будете раздражаться. Это и сделало их лучшими. Те, которые видели разступившееся море, раздавшиеся камни, воздушныя необыкновенныя перемены и другия чудеса, или вернее – те, которые закалали своих детей и служили Веельфегору и предавались многим волхвованиям, после того, как явилась наша вера, которая гораздо предпочтительнее содержимой ими, так были раздражены завистию, что исправившись и смирившись, из зависти нам стали совершать то, чего не совершали, слушая пророков и созерцая чудеса. Теперь никто из них уже не закалает детей своих, не обращается к идолам, не покланяется тельцу. Красота девства в Ветхом Завете не была известна даже и по названию, а в Новом надлежало возсиять, о чем вот как предсказывает Давид: «приведутся Царю девы в след ея, приведутся в храм царев» (Пс. XLIV, 15–16). Не умолчали пророки и о священниках, т. е. о епископах: «и вдам князи твоя в мир, и надзиратели твои в правду», говорит Исаия (Иса. LX, 17).

Святитель Иоанн Златоуст
«Рассуждение против иудеев и язычников»

Написать комментарий