Терпи до конца

Терпи до конца

Святые мученицы Фотинии Самаряныни, с нею же беседоваше Христос на студенце, и с нею мучившихся.

Однажды Господь явился св. мученику Севастьяну и другим страдавшим с ним мученикам и сказал: Придите ко Мне, все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). А затем, обратившись к Севастьяну, еще рек: «Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца!» И с этими словами восшел на небо.

Остановимся, братие, на последних словах Господа и побеседуем о том, чему они поучают нас.

Слова Спасителя: «Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца», без сомнения, учат нас и терпению до конца. И, конечно, так и должно быть. Все хорошо то, что хорошо кончится, говорит мудрость людская. А иначе – наоборот, и вот хотя бы относительно спасения и добрых дел: какая будет для тебя польза от добрых дел, когда ты нынче совершаешь их, а завтра с грязью мешаешь? Какая тебе будет польза, когда ты нынче начал поститься, молиться, читать слово Божие, а завтра покончил все это и пошел по непотребным домам, по развратным товарищам, по домам пьянства и блуда? Вот перед нами молодой человек: в церковь приходит раньше всех, из церкви выходит последним; на лице написано целомудрие, скромность во взорах и поступи; разговор лишь о Боге и вечном спасении. Чего бы, кажется, лучше, радостнее, приятнее всего этого? Но враг не дремлет. Прошло немного времени, и благие дела и намерения молодого человека пропали, и все дело его уподобилось храмине, построенной на песке, на которую как только налетел ветер, то всю и разметал ее (Мф.7, 26-27). И тот же молодой человек, лице которого было, как у ангела Божия, стал похожим на эфиопа, и лице его стало черным, как уголь, и под глазами синяки и опухоль. И забыл он и храм Божий, и благочестивые разговоры, и оставила его мысль о Боге и о вечности, и пьянствует он, и беззаконничает, и вором делается, и тираном и своих родителей, и других всех, присных ему. Так подлинно доброе дело перестает быть добрым, когда не доведено до конца!
Но не таков, кто совершит свой подвиг совершенно. Он достигает мира с Богом, со своею совестью и со всеми, от пороков, худых людей и всяких соблазнов бежит, как от губительной язвы, и в конце концов с чистою совестию может сказать с Апостолом: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее же соблюдается мне венец правды, его же воздаст мне Господь в день он, праведный Судья, и не токмо мне, но и всем возлюбившим явление Его. Вот каков образ человека, совершившего свой подвиг до конца!

Будем же помнить, братие, что никтоже может двума господинома работати (Мф. 6, 24). И никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лук. 9, 62). А блажен только тот, кто совершит свой подвиг до конца. Аминь.

Пролог в поучениях на каждый день года.
Протоиерей Виктор Гурьев.

Написать комментарий