Возможно ли Крещение вне Церкви?

Возможно ли Крещение вне Церкви?

Согласие отцов и Соборов до Карфагенского Собора 256 года при сщмч. Киприане и ересь крещального богословия

Введение

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в Ее лоно тех, кто отпал от Кафолической Церкви в ересь, о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т.е. еретических сообществ «христиан», а также вопрос о действительности или недействительноcти таинств у этих групп. Церковь, основываясь на канонических решениях святых отцов, Поместных и Вселенских соборов, которые выражают Ее экклезиологию, имеет решение по данному вопросу, применяя в зависимости от ситуации акривию или икономию. Несмотря на всё это, в наши дни, под влиянием т.н. экуменического движения, которое существенным образом оказало влияние на современное сознание многих православных богословов и иерархов, эти вопросы, которые получили свое окончательное решение в предшествующие века, решаются иначе, с помощью новых теорий и концепций.

Если в первых веках вопрос ограничивался только способом принятия еретиков в лоно Церкви Христовой, то сегодня в экуменическом движении поднимается вопрос даже не о принятии в Церковь Христову – ведь по воззрениям сторонников и участников экуменизма инославные якобы и так относятся к Церкви Христовой[1] – а о признании наличия божественной благодати[2], совершающей Таинства, и, следовательно, – очищающей, просвещающей и обожающей энергии Святаго Духа в еретических сообществах-«церквах».

Таким образом, для новоявленной экклезиологии экуменического движения границы Церкви определяются не Божественной Евхаристией, а крещением. То есть все, кто принял крещение во имя Святой Троицы в любом сообществе, называющем себя христианским, якобы являются полноправными членами Церкви Христовой, независимо от той веры, которую исповедует их религиозное сообщество-«церковь» (так называемое «крещальное богословие»). Это ведет к серьезным экклезиологическим последствиям, самым серьезным из которых является то, что Православная Церковь больше не рассматривается последователями этого течения как единственная Церковь Христова («исключительная экклезиология»), а считается, будто все сообщества, называющие себя христианскими, в которых есть «крещение», являются настоящими «церквами», входят в Церковь Христову («всеобъемлющая экклезиология») и несут спасение своим членам, поскольку в них якобы действует благодать, совершающая Таинства. Именно на этой модернистской экклезиологии основывается экуменическое движение.

Безусловно, данный подход является абсолютно чуждым и противоречащим богословию и пастырской практике всего нашего церковного предания[3].

Карфагенский Собор при сщмч. Киприане (256 г.) утвердил богословский принцип «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви»[4]. Этот Собор и принцип получили вселенский авторитет на 6-м Вселенском Соборе[5]. Несмотря на признание вселенского авторитета богословских принципов Карфагенского Собора, в рамках экуменического движения поднимается вопрос об ошибочности решений Собора и необходимости признать крещальное богословие в качестве основы для объединения всех сообществ, называющих себя христианскими. В связи с этим представляет значительный интерес отношение отцов и Соборов Церкви к крещению вне Церкви в докиприанову эпоху с точки зрения принципа согласия отцов. В работе собраны свидетельства об отношении Церкви к таинствам еретиков до Карфагенского Собора 256 года.

Отметим, что в церковных канонах дается следующее определение еретиков: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6-е правило Второго Вселенского Собора)[6].

Отцы и Соборы о Крещении вне Церкви

Апостольские правила (I век):
46. Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?[7]

Климент Александрийский (почитается Церковью как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания) (II век):
«Свящ. Писание восклицает: Ибо поступив так, ты пройдешь мимо воды чуждой (Притчи 6:18); т.е. свящ. Писание на воду еретического крещения смотрит как на нечистую (святости дома Божия не соответствующую) и незаконную (ему чуждую). И ты перейдешь, говорит оно, реку чуждую, течением которой отвращающиеся от учения истинного, единого и неколебимого, бывают увлекаемы и ввергаемы вместе с язычниками в пучину изменчивых и беспорядочных человеческих мнений, пучину, крутящую свои воды, выбивающую их и вновь поглощающую на меже между приливом и отливом»[8]. 

Тертуллиан (запечатлен в сознании Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, плодовитый писатель, догматист, мужественный апологет, ревностный обличитель еретиков. В труде «О крещении» написанном в период 198-203 г., т.е. задолго до приблизительной даты разрыва Тертуллиана с Церковью в 213-м году):
«Еретики же не имеют никакого участия в нашем учении, и что они «внешние», об этом свидетельствует самое прекращение церковного общения с ними. Я не обязан признавать существования у них того, что служит для меня заповедью, ибо не тот же Бог у нас и у них, не один Христос, т. е. не тот же самый. Посему и крещение (у них) не едино, ибо не тоже самое. Так как они не имеют его по законному обряду, то без сомнения вовсе не имеют, а что не имеется, того нельзя считать существующим. И не могут они его принимать, ибо не имеют его. Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке»[9].

Карфагенский собор при блж. Агриппине (около 220 г.):
"Должны быть перекрещиваемы те, которые переходят в Церковь от еретиков" (Киприан, ер. 73, 3)[10].

Собор в Иконии и Синааде (230 - 235 г.):
«Давно уже мы, сошедшись из Галатии, Киликии и других ближайших областей, на соборе в Иконии, что в Фригии, постановили твердо держаться такового мнения о еретиках и отстаивать его, когда обнаружится сомнение относительно этого предмета… мы, рассмотрев этот предмет со всем тщанием, на соборе в Иконии постановили – вовсе отвергать всякое крещение, которое совершается вне Церкви» (еп. Фирмилиан к еп. Киприану Карфагенскому)[11]. 

Свидетельство св. Дионисия Александрийского о докиприановой практике приема еретиков в Церковь и о соборах в Иконии, Синааде:
«На значительнейших соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси по предварительном оглашении были потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски» (Дионисий к Сиксту II)[12].

«Узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с давнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других странах». (Дионисий к Филимону в «Церковной истории» Евсевия (VIII, 7))[13]. 

Свидетельство св. Василия Великого о докиприановой практике приема еретиков в Церковь (вселенский авторитет запечатлен на 6-м Вселенском Соборе):
«Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры... Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати… Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано» (1-е каноническое послание Василия Великого к еп. Амфилохию).[14]

Заключение

Из вышеприведенных свидетельств следует, что отцы и Соборы в докиприанову эпоху не признавали возможности совершения крещения вне Кафолической Церкви, т.е. Православной Церкви Такое отношение Церкви к таинствам еретиков не претерпело изменений и на Карфагенском Соборе при сщмч. Киприане. Принятый Карфагенским Собором богословский принцип «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви» находится в полном согласии с приведенными свидетельствами апостолов, святых отцов и соборов. Апостольские правила (I век), труды Климента Александрийского (II век) и Тертуллиана (198-203 г.), древние Соборы в Карфагене (220 г.), Иконии (235 г.) и Синааде (230 г.), свидетельства святых о докиприановой практике приема еретиков в Церковь: «от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати» (св. Василий Вел.), «не теперь только введено это, но что подобное мнение [никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] существовало с давнего времени у прежних епископов» (св. Дионисий Александрийский), показывают согласие святых отцов и соборов: «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви».

Принципу согласия отцов следовал и Карфагенский Собор при св. Киприане, утверждая: «Мы изложим наше мнение [о том, что никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви – прим. ред.] — не новое и не только теперь установленное, но давно уже нашими предшественниками со всякою точностию и со тщанием испытанное, которое мы соблюдаем, которым мы руководствуемся и которым мы желаем поделиться с вами.»[15]

Римский папа Стефан, по-видимому, впервые потребовал признать крещение вне Церкви истинным. Желая навязать свое мнение всей Церкви, Стефан отверг древние Соборы о крещении еретиков, отверг Соборы при сщмч. Киприане, заклеймил сщмч. Киприана «лжехристом, лжеапостолом и коварным делателем»[16] и отлучил святого от общения[17]. Это ошибочное мнение Стефана, вероятно, стало следствием господствовавшей в Римской Церкви широкой икономии в отношении принятия еретиков без повторения обряда крещения, совершенного вне Церкви. Важно отметить, что Карфагенский Собор при сщмч. Киприане также допускает принцип икономии при определенных условиях для обращающихся от ереси к Церкви, и не получивших крещения в Православной Церкви, ибо «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей» (акты Карфагенского Собора)[18]. Однако, из возможности применения икономии к еретикам Карфагенский Собор вовсе не делает вывода о возможности крещения вне Церкви, подобно тому, как это сделал Римский папа св.Стефан. 

Интернет-содружество «Православный Апологет», 2019
____________________________________________________ 
[1] Собственно именно так решается вопрос о существовании инославного «христианского мира» документом Критского собора «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру».
[2] См. Баламандский документ 1993 г. и богословскую критику на него.
[3] Цитата по Гоцопулос А., протопр. Карфагенский Собор 256 г. при священномученике Киприане и принцип «акривии-икономии».;  – Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/gr/?id=3417 – Дата обращения: 31.01.2019.
[4] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, Правило и толкование.; – Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416 – Дата обращения: 31.01.2019.
[5] «Посему и 2-й Вселенский собор в своем 7-м Правиле настоящее Правило принял частично (он не принял его полностью только потому, что руководствовался принципом икономии и проявил снисхождение, не поступая по всей строгости, как мы писали в примечании к 46-му Апостольскому правилу). Утвердил его и 6-й Вселенский собор во 2-м своем Правиле (хотя этот собор и говорит, что это правило действовало только в некоторых местах Африки, но раз принявши его, он утвердил его для дальнейшего применения, а не отменил). Принял его и свт. Василий Великий в своем 1-м Правиле. См. также примечание к вышеупомянутому 46-му Апостольскому правилу. Далее: Вселенские соборы приняли и утвердили определения Поместных Соборов и, в частности, приняли правила свт. Василия Великого, что мы видели ранее во 2-м правиле 6-го Вселенского собора. Следовательно, вместе с тем они приняли и утвердили все, что определили эти Поместные соборы и свт. Василий Великий ранее.» См. Пидалион. Агапий иеромонах и Никодим монах (Святогорец). Правило третьего святаго поместнаго собора, состоявшегося в Карфагене при священномученика Киприане с толкованием.;  – Издание 4-е. Афины, 1886. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/gr/?id=3308 – Дата обращения: 31.01.2019.
О признании 6-м Вселенским Собором канона Карфагенского Собора при сщмч. Киприане также толкование преп. Никодима Святогорца на 46- Апостольское Правило. См. Пидалион. Агапий иеромонах и Никодим монах (Святогорец). Правила святых апостол. Апостольское правило 46.;  – Издание 4-е. Афины, 1886. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/gr/?id=3207 – Дата обращения: 31.01.2019.
[6] Правила Святых Апостолов и Вселенских Соборов с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/vsobor/002.htm#6 – Дата обращения: 31.01.2019.
[7] Правила Святых Апостолов и святых отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/apostol/001.htm#46 – Дата обращения: 31.01.2019.
[8] „CTPОМАТЫ". Творение учителя Церкви Климента Александрийского. Пер. с примечаниями Н. Корсунского.; – Ярославль, 1892. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty-perevod-n-korsunskogo/1_20#sel=340:260,340:341 – Дата обращения: 31.01.2019.
[9] Тертуллиан. О крещении. Гл. XV. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_kreshenii/#0_15 – Дата обращения: 31.01.2019. Слова Тертуллиана к адресату труда «Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке» показывают, само собой разумеющимся и давно известным мнение о невозможности крещения вне Церкви для неизвестного писателя на греческом языке, к которому или которым пишет Тертуллиан.
[10] Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.).; – Брюссель, 1964. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1#sel=522:84,522:105 – Дата обращения: 31.01.2019.
[11] Творения св. Священномученика Киприана Епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков.; – Киев. Издательство Киевской Духовной Академии, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62. – Дата обращения: 31.01.2019.
[12] Свящ. А. Дружинин. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского.; – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/zhizn-i-trudy-sv-dionisija-velikogo-episkopa-aleksandrijskogo/3#note589 – Дата обращения: 31.01.2019.
[13] Там же
[14] Правила Святых Апостолов и святых отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1 – Дата обращения: 31.01.2019.
[15] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, Правило и толкование. Правило Святаго Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане.; – Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416 – Дата обращения: 31.01.2019.
[16] Творения св. Священномученика Киприана Епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков.; – Киев. Издательство Киевской Духовной Академии, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62. – Дата обращения: 31.01.2019.
[17] Гоцопулос А., протопр. Карфагенский Собор 256 г. при священномученике Киприане и принцип «акривии-икономии».;  – Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/gr/?id=3417 – Дата обращения: 31.01.2019.
[18] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, Правило и толкование. Акты Карфагенского Собора: письмо к Юбаяну.; – Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416 – Дата обращения: 31.01.2019.

 

Написать комментарий