Слово в Мясопустную родительскую субботу: Почто гордится земля и пепел?

Слово в Мясопустную родительскую субботу: Почто гордится земля и пепел?

Почто гордится земля и пепел (Сир. 10, 9)?   

Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Псал. 88, 49)? Род преходит и род приходит (Еккл. 1, 4). Неизменный чин природы влечет за собою и ея властелина. Один ряд земнородных уступает место другому, другой — третьему и т. д. Видех, говорит Экклезиаст , всех живущих — ходящих под солнцем с юным вторым , иже востанет вместо его. Несть конца всем людем (Еккл. 4, 15). Нет конца смене живых мертвыми, мертвых живыми! Одни нисходят в могилу, другие на их место являются в мир, чтобы также в свое время почить в земле. Несть память первых, и последним бывшим не будет их память с будущими напоследок (Еккл. 1, 11). И те, и другие, и третьи, и десятые — все наследят одно и то же, все будут в земной утробе, ранее или позже, теперь или после — превратятся в пыль и прах: земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19), — ранее или позже, теперь или после — все с свою очередь будут забыты, затеряны в суете оставшихся живых. <…> Все, все в земле, — истлели или еще тлеют. И любовь их и ненависть их и рвение их уже погибе, и части несть им ктому во веки во всяком творении под солнцем!

Над гробами сих-то великих и малых, грозных и кротких , глупых и умных, — над гробами всех, от века почивших поставляет нас ныне с словом молитвы Св. Церковь. И что же приходит нам на мысль при взгляде на этот необозримый ряд гробов и могил? Горькое, безотрадное слово мудрости: почто гордится земля и пепел!

1.  З е м л я   и   п е п е л !.. <…>

Что такое   з е м л я?  — подножие ног наших, которое мы попираем по привычке, без внимания, без размышления. Посмотрите и на человека: не такое же ли подножие и он? Не попирает ли его все, что только имеет силу и возможность попирать? И во 1-х , не попирают ли его люди, его собратия, его общники по суете, и сонаследники по жребию смертному?.. Бывают случаи, когда посмотришь на отношения людей, и увидишь с одной стороны гордое и презрительное самовозношение, для котораго нет различия между людьми и предметами бездушными, а с другой — презренное раболепство и унижение в прах; то невольно подумаешь: нет, это червь, а не человек, это земля, а не дух безсмертный. Во 2-х, не попирает ли он сам себя? Ибо скажите, что значат все те безумныя желания, все те безсмысленныя страсти, которыя гнетут и порабощают дух наш на перекор всем убеждениям разсудка и внушениям совести?.. Нет, грех точно также безпрепятственно и безжалостно попирает нас, как мы — землю. — Не попирает ли наконец человека и все его окружающее — от стихий неба до последняго насекомаго? Ибо, что другое свидетельствуют его безчисленныя болезни, его преждевременная старость, его скоропостижная смерть, и множество других бед и напастей, как не то, что природа также попирает его, как он — землю?..

Что такое   з е м л я?   Это легкая пыль, которую возметает и носит самое малое дыхание ветра. Не так ли волнуют и человека многоразличныя обстоятельства его жизни? Ныне он лежит спокойно и попирается; завтра веяние неведомой силы поднимает его, и несет против его воли, куда хочет, заставляя попирать других!.. <…> Все движет его, играет им. И ужели это человек? Нет, это   в е р т я щ  и й с я   п р а х  ,   это пыль, это — земля!
<…>Пепел… Что такое пепел? Это остаток сотлевшаго вещества… Вот чем представляется мудрецу человек, в котором самолюбивый ум открывает так много великаго и прекраснаго! <…>

Что такое пепел? Это земля, в которой истреблены все семена и зародыши жизни. Пусть его орошает дождь, пусть греет солнце во благовремении — из него ничего не выйдет до тех пор, пока сторонняя сила не занесет на него семян растительных. Не живое ли это изображен ие человека грешнаго, нравственно-безплоднаго, к которому нельзя привиться и самой благодати Божией, орошающей и согревающей? <…>

Что такое пепелъ? То, что мы выгребаем и выметаем и выносим за пределы жилищ наших как лишнее, как сор, как нечистоту. Пепел есть то, чем посыпают себе голову (Пл.  Иер. 11, 10), на чем садятся во вретищи (Ион. 3, 6), и что кладут во уста (Псал. 101, 10) кающиеся, свидетельствуя тем последнюю степень самоуничижения. Пепел есть то, чего не может истребить и самый огонь. Пепел — не пройдем молчанием — есть, наконец, то, что мы употребляем на очистку скверн... <…> Мы предназначены очищать и истреблять мерзость гордыни и богоборства своим крайним смирением и безответным послушанием воле Творческой <…> Таков мы   п е п е л ,   ни на что непригодный, кроме уничтожен ия нечистот!

2. 3 е м л я   и   п е п е л !.. Почто ж гордится земля и пепел!

Но прежде всего — не напрасно ли спрашиваешь ты глубокомысленный мудрец: почто гордится?.. Может быть, гордиться также свойственно природе человеческой, как питаться, как дышать?.. <…> грешно ли сознание того, что я хорош , что я лучше других?<…>

Подумай сам: какая польза из того для твоего нравственнаго совершенства, если ты перечтешь всех, кого ты лучше и совершеннее (если бы даже имел возможность перечесть безошибочно)? Это может, скажешь ты, побудит тебя к дальнейшему преспеянию… Увы! брат мой! несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или, якоже сей мытарь, говорил недавно упомянутый Церковию, мнимый праведник , и воздавал за свои совершенства хвалу Богу, — значит: был человек, думавший истинно стоять на страже своего нравственнаго преспеяния, — и что же? Бог осудил его неразумное и неправедное дело! Нет, смотри не на те ступени, которыя ты уже прошел, а на те, которыя еще остается пройти. Если ты часто будешь озираться назад, то можешь впасть в нравственный обморок, а когда будешь смотреть только вверх, то невольно и неоднократно повторишь смиренное слово мытаря…

Вот взгляд Евангелия на   г о р д о с т ь.   Таков должен быть и наш. Может быть, гордиться и действительно — в природе человека, только в природе падшей и растленной, в которую влил свой яд первый гордец и первый возмутитель Царства Божия; для природы же чистой, обновленной, равно как и для первобытной, это чуждо и неестественно. Впрочем у нас с тобою есть другое, ближайшее и очевиднейшее, свидетельство того, что гордость и несвойственна нам, и жалка, и смешна и богопротивна. Это свидетельство, неоспоримое и неопровержимое есть —  с м е р т ь,   уравнивающая всех высоких и низких, великих и малых, есть —  г р о б ,   в котором должно сокрыться всякое различие званий, возрастов , пород и отличий… Заглянем в это страшное свидетельство.

Есть в жизни человека время странное и не определенное, время надежд и желаний, время мечтаний и предположений. <…> Это время —  ю н о с т ь.   <…> Лучший учитель юности в этом случае есть гроб , в котором обрекается тлению та же самая юность, такая же мечтательная, такая же самонадеянная… Там, может быть, в первый раз узнает юноша, что он напрасно надеется на свою молодость, что он не крепость и сила, не жизнь и живость, а мертвый прах, — земля и пепел!

Спутница юности   к р а с о т а  — один из самых общих и самых жалких предметов надмения. <…>Что говорить против такого рода гордости? Не говорить должно, а указать только на гроб, в котором всякая красота превращается в ужасающее безобра ие, тлеет и исчезает , — остаются — земля и пепел!

Есть красота другаго рода, красота души — ея   о т л и ч н ы я   с п о с о б н о с т и.   <…> Надмевающийся своим гением! Приди и приникни ко гробу… <…> Где ум всепроникающий, где сила духа необоримая, где воля непреклонная, где сердце пламенное? Ничего нет! На месте всего этого лежит брение и тление, — земля и пепел!

<…> Есть способ заменить недостаток как природных , так приобретенных достоинств , этот способ —  б о г а т с т в о,   которое, вступив в права именитости, также делается предметом надмения — и еще самаго упорнаго. <…> Для богатаго открывается невозбранный путь к суетному возношению. Он приучается смотреть на себя, как на повелителя других, а на имение свое, как на верную и сильную защиту свою от всех коловратностей жизни, вверяется ему, и безпечно дремлет умом и совестию… Но, увы! избранный хранитель не может нередко защитить и от самых ничтожных врагов нашего довольства и благосостояния. Как же он защитит от страшнаго врага и разрушителя нашего — смерти? Враг приходит, — страж бежит… и на месте богатаго, высившагося и надмевавшагося, остаются — земля, и пепел!

Проходит молодость: проходит время силы и крепости. Страсти исчезаютъ. Долговременная опытность разоблачает мнимую прелесть наслаждений… утихает мало-по-малу и гордость. Близится   с т а р о с т ь,   и человек ищет покоя. <…> Но, увы! не может освободиться от своей суеты, — как дитя играет и услаждается своею старостию и опытностию <…> до тех пор , пока смерть не положит его во гроб , и не докажет неоспоримо, что и малые и старые равно — земля и пепел!

Есть другаго рода старость, — старость духовная, <.. >надмение добродетельною жизнию. Она есть прямое, вопиющее оскорбление любви и милости Божией. <…> Что в тебе добраго, это не твое, а Божие. Не ты, а Бог в тебе, велик и праведен. Ты же — смотри что такое — земля и пелел!
Все Божие, брат мой! И юность, и красота, и благородство, и праведность. И мы сами Божии. Чем же нам с тобой гордиться? Но нет, в нас есть нечто и свое, не Божие, это —  с в о е   есть грех, родивший смерть, превратившую нас в прах и пепел. Этим своим, если угодно, мы безпрепятственно можем гордиться. Но… гордиться грехом, — гордиться тем , что мы земля и пепел?! Это неразумно и неестественно. Так думал и мудрец Израильский. Потому-то он и спрашивает: почто гордится земля и пепел? <…> 

Архим. Антонин Капустин. Слово в субботу Мясопустную

Источник: Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие, особенно чествуемые дни постной и цветной Триоди. Часть I: Слова, беседы и поучения на дни постной Триоди. — М.: В типографии Бахметева, 1867. — С. 43-64. 

Написать комментарий