Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(7-03-2019, 00:04)

«Аще живем духом, духом и да ходим»

 Аще живем духом, духом и да ходим. 

Не бываим тщеславни, друг друга 
раздражающе, друг другу завидяще. 
Гал. 5, 25–26
Cерию публикаций под условным названием «Беседы о насущных проблемах духовной брани в реалиях современности» продолжает интервью с иеромонахом Петром (Семеновым) о славолюбии.

– Батюшка, что такое тщеславие? Как учит об этой страсти Православная Церковь?

– Слово «тщеславие» образовано из корней существительных «тщета» и «слава»; таким образом само оно указывает свое значение – это не что иное, как любовь к тщетной, суетной славе.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленном по трудам Святых Отцов, перечисляет следующие проявления этого порока: «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцом духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Безсовестность. Нрав и жизнь бесовские».

А святитель Иоанн Златоуст дает славолюбию такое резкое, но правдивое определение: «Пристрастие к славе есть своего рода безумие, которое гораздо сильнее беснования или сумасшествия. Последнее извинительно, а первое не имеет никакого оправдания, потому что здесь сама душа повреждена, и ее суждения неправильны, погибельны»…

– Но в светском обществе, где хорошая репутация и авторитет – показатели успеха, демонстрация человеком своих положительных качеств и достижений считается нормой. Почему же в Православии желание и искание чести, напротив, признается духовным падением, разорением, грехом?

– Прежде чем ответить на Ваш вопрос, приведу такое сравнение. Мы все знаем, что невылеченная вовремя простуда может перейти в бронхит или даже обернуться воспалением легких. Подобно и страсть славолюбия, как учат святые, – это, если можно так выразиться, начальная стадия другой, еще более опасной духовной болезни – гордости.

Вот как об этом наставляет преподобный Иоанн Лествичник: «Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии в особенной главе и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость – конец».

Но что нам известно о гордости в первую очередь? То, что она – отличительная черта врага спасения рода человеческого, самый главный грех. «Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю», – свидетельствует преподобный Антоний Великий. А Златоустый святитель замечает, что «гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору». И именно потому, как сказано в Писании, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6).

Если же мы вспомним, что без Господа христиане не могут делать ничего (см.: Ин. 15, 5), то тогда становится понятно: тщеславие – это начало, одно из проявлений гордости – крайне затрудняет для верующих путь спасения. Ибо славолюбивый человек лишается помощи Божией и терпит неудачу в духовной жизни: «За предшествующим человекоугодием и тщеславием, конечно, следует гордость, высокоумие и всякая срамная демонская страсть», «Если начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь», – предупреждает святитель Иоанн Златоуст.

Что же касается мирских понятий, то тут нет ничего удивительного, т. к. мир живет по своим законам, которые точно определил еще в первом веке возлюбленный ученик Христов святой апостол Иоанн Богослов: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Но нам заповедано отрекаться от мира – не в смысле обязательного поступления в монастырь, но в отношении неприятия его греховных обычаев и норм, препятствующих исполнению заповедей Божиих.

«Истинные служители Истинного Бога! – взывает святитель Игнатий. – Изучите и узнайте установленное для вас Промыслом Божиим положение на время вашего земного странствования. Не попустите падшим духам обольстить и обмануть вас, когда они будут в приманчивой ложной картине представлять вам земное благосостояние и внушать желание его, стремление к нему, чтобы таким образом украсть и похитить у вас вечное сокровище ваше. Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого! Не ищите известности и славы! Не ожидайте и не ищите жизни безскорбной, пространной, вполне удобной! Это – не ваш удел. Не ищите и не ожидайте любви от людей! Ищите всеми силами и требуйте от себя любви и соболезнования к людям…»

– Батюшка, но ведь одно дело – сознательно стремиться заслужить признание окружающих, а другое – когда честь приходит сама, независимо от намерений верующего. Ведь и Господь в Евангелии сказал: «Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом…» (Мф. 5, 15). Как же быть с такой невольно получаемой похвалой? Можно ли принимать ее в качестве некоего утешения, дающего стимул подвизаться с еще большей ревностью?

– Святые говорят, что принятие похвалы это в любом случае падение для христианина, ибо он начинает мнить о себе нечто и, как следствие, уклоняется в духовную прелесть. «Зараженные прелестью „мнения" встречаются очень часто, – пишет тот же угодник Божий. – Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги <…>, находится в этой прелести».

А вот как предостерегает преподобный Макарий Оптинский: «Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы».

Кстати, в житии батюшки Макария, этого дивного делателя и учителя смирения, описан такой замечательный случай. Однажды старец исцелил от беснования впавшую из-за самочинных подвигов в духовную прелесть монахиню. Когда она приехала в Оптину Пустынь и впервые увидела его, с ней случился припадок, но святой, желая скрыть истинную причину обморока матушки, попросил срочно принести холодной воды и начал опрыскивать ее, показывая окружающим, что это якобы обычная дурнота. Потом же в письме к нему исцеленная откровенно призналась: «Когда я впервые увидела Вас, какой-то блестящий и жгучий луч поразил глаза мои, и я упала наземь без чувств». «Но когда помогавший старцу в письмоводительстве иеромонах Гавриил, прочитывая для него ее письмо, прочитал и эти строки, – говорится в житии, – старец, обращая это в шуточную сторону, повторил несколько раз скороговоркою: „Ишь ты, баба дура! Поверь, поверь ей! Ишь, какую чушь несет!"»

Да, пристрастие к людскому одобрению, безусловно, может послужить стимулом к новым трудам и свершеньям, чтобы удостоиться еще большего чествования. Но какими явятся эти подвиги в очах Божиих, если в их основе будет стремление угодить уже не Богу, а людям и своим страстям?

Святитель Тихон Задонский поясняет это с помощью такого яркого образа: «Видишь яблоко <...> – с виду красивое, но внутри изъеденное ядовитым червем, уже не только не полезное человеку, но и вредное. Так может быть и человеческое дело: хотя извне и кажется добрым, но, когда исходит из сердца, напоенного самолюбием, тщеславием и гордостью, не только ему не полезно, но и вредит».

– А может ли православный человек сам хвалить добрые поступки или качества души ближнего, выражать ему свое одобрение, восхищение? Если это допустимо, то с какими целями, в каких случаях, в какой форме и мере?


– Принимая во внимание тот вред, который наносят душе питающие страсть тщеславия похвалы, можно понять и их великую опасность и искусительность для любого православного христианина, а также глубокий смысл известного старческого изречения: «Кто хвалит, тот с ног валит». Но, к сожалению, мы очень часто делаем это, забывая слова Писания: Блажащии вас льстят вы (Ис. 3, 12) и то, что лишь святые способны без ущерба для спасения души получать славу. «Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и с радостию, святым же и преподобным – выслушивать похвалу без вреда», – говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Впрочем, некоторые богомудрые церковные пастыри пользовались сим смертельно опасным духовным средством как лекарством – чтобы вывести человека из пагубного уныния. Например, святитель Иоанн Златоуст хвалил диакониссу Олимпиаду, объятую во время его ссылки сильнейшей скорбью.

Еще учители Церкви заповедуют стараться мыслить и говорить хорошо о тех ближних, которые вольно или невольно причиняют нам скорбь, вредят, клевещут, враждуют, завидуют, – словом, о наших личных врагах. Так, в житии преподобного Василия (Кишкина) описан такой случай. Некая игуменья по вражию наваждению возымела к старцу неприязнь и постоянно злословила его пред людьми. И однажды, встретив подвижника, она, уже будучи не в силах скрывать разъедавшую ее душу страсть, начала поносить его в лицо. Но святой неожиданно поклонился матушке в ноги, похвалил ее и поблагодарил за ту духовную пользу, которую она принесла его душе. Другой же старец своему хулителю, если мне не изменяет память, ответил так: «Святый Дух на устах твоих!»

 – Отчасти мы уже коснулись этого вопроса, но давайте остановимся на нем подробнее: каковы опасные плоды порабощения человека страстью славолюбия?


– Самым меньшим злым последствием от увлечения тщеславием будет духовное безплодие, отсутствие преуспеяния в духовной жизни. Более серьезная угроза – бесовское прельщение, в иных случаях переходящее в умопомешательство, что может окончиться физической и душевной погибелью.

К сожалению, сейчас в людях значительно умалилась высокая добродетель смирения и практически все мы в той или иной степени подвержены порокам тщеславия и гордыни. Поэтому нам и недоступны такие превосходящие человеческое естество суровые подвиги и кажущиеся подчас невероятными добродетели, о которых мы читаем в житиях святых. Ибо их удивительные смирение, терпение, воздержание, самоотвержение и прочее – это проявления действия благодати Божией, которую Отец Небесный всегда щедро подавал и готов подавать до скончания века смиренным рабам Своим. Но мы не в состоянии принять и хранить этот Божий дар во спасение. «Святые угодники объясняют, что в последние времена <…> не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия, – пишет современный старец игумен Никон (Воробьев). – Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, т. к. они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть».

Действительно, Святые Отцы наставляют, что внешне добродетельным, исправным пред собой и в очах ближних христианам следует опасаться тщеславия и гордости гораздо более, чем явным грешникам, которых уклонение в какие-либо серьезные беззакония, постыжая, приводит к сознанию своей немощи и самоукорению. По слову преподобного Иоанна Лествичника, «дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому – множество язв, а дверь второму – изобилие трудов» – разумеется, при отсутствии смиренномудрия.

И не дивно, что у нас часто возникают различные смущения и недоумения, и нам кажется, что мы нисколько не продвинулись по стезям спасения, но, напротив, становимся все хуже и хуже и порой чувствуем как бы совершенную богооставленность, сознавая свое глубокое падение и безсилие. Так будем благодарить Бога за эти вразумительные наказания, очищающие и научающие нас отсекать пагубное превозношение и самонадеяние!

«Ты говоришь, что чувствуешь духовную утрату – значит, ты прежде думал, что имел то, что теперь утратил, – поясняет старец Макарий. – Эта-то мысль, что мы имеем нечто духовное, которая занимает нас, незаметна для нас самих, всего опаснее, ибо увлекает нас в тонкое самомнение, противное Богу. Лучше нам, видя свои падения, смиряться и невольно считать себя хуже всех, нежели видеть свои мнимые исправления и не погружать себя в глубину смиренномудрия: через первое познаем мы свою немощь и стяжеваем некрадомое богатство смирения, а чрез второе незаметно удаляемся от Бога. Будем лучше думать, что мы никогда не имели ничего благого и теперь не имеем, что всегда были грешники и теперь грешники, можем получить спасение только по милости Божией».

– А почему в Евангелии тщеславие названо причиной умаления веры: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?» (Ин. 5, 44)? Если, согласно учению подвижников наших дней, при отсутствии надлежащих подвигов стояние в истине Православия становится главным деланием для современных христиан, – получается, преданный тщеславию человек рискует утратить и эту надежду на спасение?

– Святитель Игнатий так разъясняет приведенные Вами евангельские слова: «Тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом; <…> оно делает сердце человека не способным для веры во Христа, для исповедания Христа. <…> Cтремление к славе человеческой и к человеческим почестям сводит <…> с тесного спасительного пути, проложенного Богочеловеком и пройденного всеми последователями Его. Мало этого! Cамое учение о тесном и прискорбном пути делается для сочувствующих человеческой славе странным, диким, безрассудным; они насмехаются над ним и над возвещающими его, как насмехались фарисеи, будучи миролюбцами, над учением Господа о самоотвержении. Но Господь дал это учение как необходимое врачевство и пособие в стране изгнания и самообольщения для освобождения нас от лжи, от пленивших и пленяющих нас посредством лжи. Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова».

Т. е. на самом деле славолюбие и гордость становятся как препятствием для принятия и усвоения истинной веры, так и виной ее угашения, уклонения с крестного пути, который начинает казаться мироугоднику «соблазном и безумием» (см.: 1 Кор. 1, 23).

И то, что тщеславный человек в час испытания, скорее всего, изменит Христу – совершенно очевидно. Ибо первая степень гонения – безчестие, а для любящего почет, похвалы и одобрение, оно окажется невыносимым. Он встанет перед выбором между своей страстью и верой в Господа, но борьба затруднится еще и тем, что тщеславие, как и любую душевную немощь, невозможно победить своей силой, без помощи Христа, и в то же время, по сказанному выше, этот порок удаляет от нас Его благодать. Потому-то честолюбцы и не могут быть исповедниками Православия: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26–27).
 
– Как же бороться с тщеславием и гордостью? Что говорят Святые Отцы о стяжании противоположных этим душевным недугам добродетелей?

– Эти спасительные достоинства мы уже упомянули, имена их – смирение и человеколюбие. 
Святитель Тихон Задонский дает следующий совет: «Нужно считать себя грешнее всех прочих. Никого не презирать, никого не осуждать, но всегда внимать себе самому. Избегать славы и чести, а если избежать невозможно, скорбеть об этом. Мужественно терпеть презрение. С людьми обходиться доброжелательно; быть добровольно послушным не только высшим, но и низшим. Все свои дела считать непотребными. Презирать похвалу. Без нужды не говорить, и то умиротворенно и кротко <...>. Это путь низкий, но ведет к высокому Отечеству – Небу. Если хочешь достичь этого Отечества, иди таким путем».

А святитель Игнатий указует еще более простой и всеобъемлющий способ: «Хочешь ли стяжать смирение? – исполняй евангельские заповеди: вместе с ними будет вселяться в сердце твое, усваиваться им святое смирение, т. е. свойства Господа нашего Иисуса Христа. Начало смирения – нищета духа, средина преуспеяния в нем – превысший всякого ума и постижения мир Христов, конец и совершенство – любовь Христова».

– Батюшка, скрывать свои подвиги и добродетели от людей и в случае их нечаянного обнаружения стараться не услаждаться похвалой – это понятные и, пожалуй, с помощью Божией удобоисполнимые средства искоренения тщеславия. Но как можно научиться вовсе не сознавать за собой совершаемое добро? Ведь, например, сделав что-то хорошее, христианин не может не понимать, что поступил праведно, или, устояв перед каким-то искушением, избежав греха, он тоже чувствует, что одержал духовную победу. Как же в таких случаях не увлекаться помыслами тщеславия?

– «Рассмотрим теперь, – пишет преподобный авва Дорофей, – в чем состоят и два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее и, одним словом, как сказали Святые Отцы, чтобы „почитать себя ниже всех". Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, – сие есть совершенное смирение святых».

Как же его достичь? Давать тут советы и рекомендации, конечно, могут только те, кто сам этого сподобился. Но вот какой рассказ есть в «Душеполезных поучениях» того же святого: «Некогда авва Зосима говорил о смирении, а какой-то софист, тут находившийся, слыша, что он говорил, и желая понять это в точности, спросил его: „Скажи мне, как ты считаешь себя грешным, разве ты не знаешь, что ты свят? Разве не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди: как же ты, поступая так, считаешь себя грешным?" Старец же не находился, какой ему дать ответ, а только говорил: „Не знаю, что сказать тебе, но считаю себя грешным". Софист настаивал на своем, желая узнать, как сие может быть. Тогда старец, не находя, как ему это объяснить, начал говорить ему с своею святою простотою: „Не смущай меня; я подлинно считаю себя таким". Видя, что старец недоумевает, как отвечать софисту, я сказал ему: „Не то же ли самое бывает и в софистическом, и врачебном искусствах? Когда кто хорошо обучится искусству и занимается им, то, по мере упражнения в оном, врач или софист приобретает некоторый навык, а сказать не может и не умеет объяснить, как он стал опытен в деле: душа приобрела навык, как я уже сказал, постепенно и нечувствительно, чрез упражнение в искусстве. Так и в смирении: от исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словом". Когда авва Зосима услышал это, он обрадовался, тотчас обнял меня и сказал: „Ты постиг дело, оно точно так бывает, как ты сказал". И софист, услышав эти слова, остался доволен и согласен с ними».

Т. е. сказанное означает, что путь остается прежним – исполнение заповедей Божиих, но при этом еще, как советует батюшка Макарий, хорошо бы «почаще иметь в уме слово Господне: „Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом" (Лк. 17, 10)».

Давайте нашу беседу закончим еще одним наставлением святителя Игнатия: «Убоимся служения миру! Этому служению могут подпасть даже подвижники, не внимающие себе строго. Это служение может совершаться при посредстве ничтожных пристрастий к ничтожным предметам. Примем все меры, все предосторожности к предохранению себя от любви к миру! Не сочтем маловредным никакого будто бы ничего не значащего пристрастия! Не сочтем маловажным никакого даже малейшего уклонения от евангельских заповедей. Не предадим забвению грозного изречения, которым возгремел святой апостол Иаков: „Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто восхочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4, 4)».

– Спаси Вас Господи, батюшка, за столь отрезвляющие слова!

Беседовала Серафима СМОЛИНА

Источник: Газета «Православный крест» №18 (162) от 15 сентября 2016 г.

[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

[/group]
Другие новости по теме:


Религия и национальная безопасность в современной России: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Союза "Христианское Возрождение” и Движения "СНМП” В.Н.Осипова на круглом столе "Религия и национальная безопасность в современной России”. г.Москва, 27 марта 2016 года от Р.Х.

Ураган лжи в 100-летие антирусской революции: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” В.Н.Осипова на конференции "Ураган лжи в 100-летие антирусской революции”, которая состоялась в 29 июля 2017 года в городе Москве.

Духовная агрессия апостасии: доклад В.Н. ОсиповаДорогие отцы, братья и сестры! Предлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” Осипова В.Н. на конференции "Духовная агрессия апостасии”, которая состоялась 27 января 2018 г. от Р.Х. в г. Москва.

9-й день со дня кончины Владимира Николаевича Осипова20 октября 2020 года скончался Владимир Николаевич Осипов - историк, публицист, общественный деятель, бессменный глава Союза "Христианское Возрождение", сопредседатель Союза Православных Братств, член Главного совета Союза Русского Народа, член Президиума Российского общенародного союза. Умер на следующий день после госпитализации в реанимацию ГКБ № 33 г. Москвы. 

Календарь

«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Март 2021 (1)
Ноябрь 2020 (5)
Октябрь 2020 (59)
Сентябрь 2020 (106)
Август 2020 (120)
Июль 2020 (143)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Памяти Владимира Николаевича ОсиповаВладимир Николаевич Осипов родился 9 августа 1938 года в г. Сланцы Ленинградской области в семье школьных учителей. В 1944 году в эвакуации принял Святое Крещение в храме г. Пугачев Саратовской области. В 1955-1959 годах учился на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, где познакомился со студентом Анатолием Ивановым. После ареста А.М. Иванова органами КГБ за политические высказывания В.Н. Осипов публично выступил перед студентами в его защиту и был исключен из университета. Заканчивал образование на заочном отделении исторического факультета Московского педагогического института. 

Россия над пропастью Нового мирового порядка: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” Владимира Николаевича Осипова на конференции "Россия над пропастью Нового мирового порядка”, которая состоялась в Москве 10 сентября 2016 г. от Р.Х. Доклад этот, произнесенный более 4 лет назад, до сих пор не потерял своей актуальности, как и большинство выступлений почившего Владимира Николаевича, русского патриота, преданного России всей душой, болеющего за свое родное Отечество - Русь Православную! 

Вероотступничество – главная угроза безопасности России: доклад В.Н. ОсиповаДорогие читатели! В память о почившем Владимире Николаевиче Осипове предлагаем Вашему вниманию его доклад на конференции "Вероотступничество – главная угроза безопасности России”, которая состоялась в Москве 16 января 2016 г. Вероотступничество - главная беда нашего времени, охватывающая и мирян, и монашествующих, и духовенство. Вероотступничество есть отвращение своего сердца от Бога, уклонение с пути праведности, уклонение от Евангелия... Слово Владимира Николаевича подтверждает эти вероучительные истины и заставляет нас задуматься...

© Русь-Фронт
Православие в России