Ересь Константинопольского папизма утверждается: Что ответил Фанар на Письмо Албанской Церкви

Ересь Константинопольского папизма утверждается: Что ответил Фанар на Письмо Албанской Церкви

Предстоятели Албанской и Константинопольской Церквей обменялись мнениями по «украинскому вопросу». Анализируем их позиции.

9-го марта 2019 г. на официальном сайте Константинопольского патриархата был опубликован ответ патриарха Варфоломея Предстоятелю Албанской Православной Церкви Блаженнейшему архиепископу Анастасию на письмо последнего по «украинскому вопросу» от 14.01.2019 г. Имеет смысл прочитать тот и другой документ для того, чтобы сравнить богословскую аргументацию сторон и сделать вывод о том, кто прав.

Прошло уже почти три месяца с момента образования ПЦУ, однако до сих пор ее не признала ни одна Поместная Православная Церковь, кроме Константинопольской. Вместо признания, Предстоятели Поместных Церквей направляют патриарху Варфоломею послания, в которых или просят разъяснить решения Фанара по Украине, или аргументировано указывают на невозможность признания таких решений. Письмо Предстоятеля Албанской Церкви имеет очень четкую логическую структуру. В нем содержится описание всем известных фактов, затем дается их богословская оценка и предлагается четко сформулированный выход из создавшегося положения.

Но прежде чем перейти к более подробному анализу этих логических частей Письма митрополита Анастасия, приведем небольшую справку о том, что собой представляет Албанская Православная Церковь.

На территории современной Албании первые христиане начали появляться еще в III веке. В X веке была образованна первая епископская кафедра, которая входила в юрисдикцию Охридской архиепископии. С 1767 года на эту албанскую епархию стал распространяться юрисдикция Константинопольского патриархата. После того, как в 1912 г. Албания стала независимым государством, возникло церковное движение за автокефалию.

Сегодня Константинополь утверждает, что любое независимое государство имеет право на свою Поместную Церковь. Но это лишь сегодня, когда речь идет об Украине, а в прошлом, когда епархии в Болгарии, Сербии, Албании и так далее заявляли о желании выйти из юрисдикции самого Константинопольского патриархата, он был категорически против. Не говоря уже о том, что одной из основных причин такого желания было сопротивление политике назначения этнических греков на епископские кафедры у славянских народов, которую много веков проводил Фанар.

В 1922 г. Албанский церковно-народный собор провозгласил автокефалию, которая не была признана Константинополем. Вместо этого он даровал Албанской Церкви автономию в 1926 г. Автокефалия была дарована немного позже, 1937 г. После Второй мировой войны Албанскую Церковь постигла трагическая участь. Притеснения властей переросли в полномасштабные гонения, исповедание православной веры запрещалось под страхом смертной казни. В 1969 г. Албания была объявлена властями первой в мире полностью атеистической страной.

С падением коммунистического режима в начале 1990-х годов Албанская Церковь возродилась. И надо отдать должное Константинопольскому патриархату именно за его помощь. Но и это доброе дело Фанара сопровождалась весьма показательными моментами. Во-первых, статус Албанской Церкви был понижен до положения экзархата, а во-вторых, была продолжена политика назначения этнических греков на кафедры. Так экзархом Албанской Церкви был назначен нынешний ее Предстоятель архиепископ Анастасий (Яннулатос), а на епископские кафедры – три архиерея-грека. Впоследствии в 1998 г. удалось договориться о равном представительстве греков и албанцев в Священном Синоде Албанской Церкви. В 2006 г. Собор духовенства и мирян Албанской Церкви единогласно утвердил новый Устав, в котором Албанская Церковь вновь была признана автокефальной. На сегодняшний день в ее состав входит 6 епархий, примерно 100 общин. Паства – около 700 тысяч верующих.

То обстоятельство, что нынешний Предстоятель Албанской Церкви архиепископ Анастасий родом грек, к тому же назначенный на свой пост Константинопольским патриархом, и он не побоялся заявить протест против решений Фанара по Украине, красноречиво говорит о том, насколько беззаконными эти решения являются.

Теперь более подробно о Письме архиепископа Анастасия патриарху Варфоломею. Как уже было сказано, в нем излагаются факты, дается богословская оценка и предлагается решение.

Изложение фактов в Письме архиепископа Анастасия
Факт 1. Господин Денисенко – человек лишенный епископского сана и отлученный от Церкви.

Цитата из Письма митрополита Анастасия: «Мы говорим о действиях господина Филарета Денисенко (основного зачинателя украинского церковного кризиса). Обстоятельства его жизни широко известны. Он был рукоположен во епископа Московского Патриархата в 1962 году, был председателем отдела Внешних Церковных Связей и митрополитом Киевским. В 1991 году он начал просить автокефалию, однако не у Вселенского Патриархата, а у своей тогдашней Матери-Церкви – Московского Патриархата. В 1992 г. он был низложен, в 1997 г. отлучен и анафематствован Русской Церковью – частью Единой, Святой Соборной и Апостольской Церкви, – причем действия эти были признаны всеми автокефальными Православными Церквами».

Факт 2. В состоянии отлучения от Церкви господин Денисенко дерзал «священнодействовать», в том числе «рукополагать» «епископов».

Цитата: «Все то время, пока господин Филарет был низложен и анафематствован, он совершал неканонические чинопоследования, которые не являлись действительными Таинствами».

Факт 3. Церковь Христова испокон веков не признавала «таинства», совершенные лицами, которые были отлучены от Церкви.

Цитата: «Всеправославно признается в качестве основного экклезиологического принципа, что хиротонии еретиков и схизматиков, а особенно – низложенных и отлученных, как «таинства», совершенные вне Церкви, недействительны. Этот основной принцип неразрывно связан с Православным учением о Святом Духе и составляет неколебимое основание апостольского преемства православных епископов. Мы убеждены, что этим принципом пренебрегать недопустимо». Утверждение достаточно категоричное, если принять внимание то, что патриарх Варфоломей не только признал, но и «сослужил» с лицами, не имевшими канонической епископской хиротонии.

Факт 4. Господин Епифаний Думенко был избран предстоятелем ПЦУ по прямому указанию господина Денисенко, который несмотря на это избрание продолжает именовать себя «патриархом».

Цитата: «Наконец нам известно, что избрание на так называемом объединительном Соборе нового предстоятеля Церкви Украины было результатом настойчивости все того же господина Филарета, сейчас, что значимо, именуемого в Украине "Святейшим Почетным Патриархом Киевским и всея Руси-Украины"».

Факт 5. Действия патриарха Варфоломея в Украине не привели к решению проблемы.

Цитата: «Искомое примирение среди православных украинцев, перенесших в прошлом гонения от безбожных властей, до сих пор не достигнуто».

Факт 6. Украинская ситуация коренным образом отличается от того, как получали автокефалию Сербская, Болгарская и другие Поместные Церкви. Отличие в том, что в Украине автокефалию просят раскольники, а не Церковь. Но Константинополь позицию УПЦ, самой многочисленной и единственной канонической Церкви, полностью игнорирует.

Цитата: «Сотни тысяч православных верующих, находящихся под омофором Митрополита Онуфрия (по статистике на январь 2018 г. у них было 12069 приходов, 90 архиереев, 12283 клирика, 251 монастырь и 4412 монахов), отказались принимать участие в процессе предоставления автокефалии; более того, разорвали евхаристическое общение со Вселенским патриархатом. В прошлом, церковная полнота тех стран, которым предоставлялась автокефалия – Сербии, Румынии, Болгарии, Грузии, Польши, Албании, Чехии и Словакии, – была единой».

Оценка фактов в Письме архиепископа Анастасия
Первое. «Хиротонии», совершенные раскольниками не могут быть признаны действительными. Более того, эти действия есть ни что иное как хула на Святого Духа.

Цитата: «Среди прочих – и хиротонии последовательно в диакона, священника и, наконец, во епископа его секретаря Сергея Думенко, ныне митрополита Епифания. В Вашем письме от 24 декабря сказано: "Мы восстановили их в принадлежавшие им епископские и иерейские степени". Однако мы задаемся вопросом: до какой степени совершенные господином Филаретом хиротонии, в то время как он был низложен и анафематствован, получили задним числом без канонической хиротонии действительность во Святом Духе и истинную печать апостольского преемства? <…> Мы затрудняемся понять, каким образом недействительное и пустое "по икономии" становится духоносным, каким образом действия, которые представляли собой явную хулу на Святого Духа (как, например, призывание Святого Духа тогда отлученным и низложенным господином Филаретом: "Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует благоговейнейшаго… помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа") признаются задним числом "по икономии"».

Второе. Действия патриарха Варфоломея поставили под угрозу единство Православного Мира.

Цитата: «Мы глубоко скорбим, что оправдались наши опасения, которые мы неоднократно выражали при встрече с представителями Вселенского патриархата (июль 2018) и во время нашего с Вами личной беседы на Крите (октябрь 2018). Вместо примирения и объединения православных христиан Украины мы видим, что возникла опасность разрушения единства всего всемирного Православия».

Третье. Не стоит обольщаться и успокаивать себя и других, что со временем все согласятся с решениями Фанара, признают ПЦУ и наступит тишина и спокойствие. История свидетельствует как раз об обратном.

Цитата: «Предположения, будто нынешние потрясения и явное разделение продлятся недолго и все Автокефальные Православные Церкви в конце концов одобрят произошедшее, с точки зрения любого человека, знающего историю церковных разделений и стойкость религиозного фанатизма, могут быть сочтены только беспочвенными оценками. Успокоительные предположения некоторых, что это произойдет… в будущем веке особенно циничны. Серьезные раны, которые не получили своевременного врачебного ухода, не лечатся со временем. Обычно они только расширяются и становятся еще глубже».

Как видим, митрополит Анастасий и Священный Синод Албанской Церкви, от имени которого было направлено Письмо на Фанар, отнюдь не сгущают краски и не выдумывают несуществующих фактов. Нет в письме и каких-либо политических или этнических предпочтений. Албанские иерархи не становятся на позицию Русской Православной Церкви. Более того, они достаточно жестко критикуют отказ РПЦ принять участие в Критском Соборе и разрыв евхаристического общения с Константинополем.

Цитата: «Уже известна наша критика в адрес Русской Церкви за отказ участвовать во Святом и Великом Соборе Православной Церкви на Крите. Также мы критиковали Русскую Церковь за поспешное решение о разрыве Евхаристического общения со Вселенским Патриархатом. В частности, в нашем письме ко Блаженнейшему Патриарху Московскому Кириллу мы писали: «Решения иерархии Русской Церкви не могут лишить действительности действия Святого Духа в православных храмах юрисдикции Вселенского патриархата. Невозможно для нас согласиться с такими решениями. Божественная Евхаристия, таинство непостижимое в своей святости и уникальное по своему значению должно оставаться выше церковных раздоров».

Что предлагает Албанская Церковь
Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации может быть Собор Поместных Православных Церквей. Цитата: «Сложившаяся ситуация требует новых подходов и вдохновенных идей для обеспечения мира в Украине и особенно для сохранения опасно пострадавшего единства Православия. В этом отношении мы твердо верим, что решение проблемы состоит в том, чтобы прибегнуть к соборности во Святом Духе, как и было яснейшим образом сказано и подчеркнуто на Крите: «Православная Церковь выражает свое единство и кафоличность через посредство Собора. Соборность проникает всю ее организацию, способ принятия решений и определяет ее путь».

Но совершенно справедливо упомянув о соборности как основополагающем принципе православной экклесиологии, Албанская Церковь допустила в своем Письме и очень существенную ошибку: признание исключительных прав Константинополя на созыв Всеправославного или Вселенского Собора. Цитата: «Итак, исполнившись соборного духа Святого Великого Собора, Албанская Православная Автокефальная Церковь направляет пламенный призыв, чтобы Вселенский Патриархат, исполняя свою исключительную прерогативу координировать Православные Церкви, созвал как можно скорее Всеправославный Синаксис или Собор, чтобы предотвратить угрожающую нам опасность болезненной схизмы, которая может повредить убедительности и ценности свидетельства Православия в современном мире». То, что это ошибка, вероятно, осознают и албанские иерархи. Ведь признанием исключительных прав за Фанаром совершенно ниспровергается принцип соборности. Если Фанар против Собора, значит никакая соборность невозможна? На чем основана такая «исключительная прерогатива» в Письме митрополита Анастасия не объясняется. Никаких канонов, обосновывающих это, не приводится. Просто по причине их отсутствия. Можно сказать, что это просто дипломатический реверанс в сторону Фанара, но от этого утверждение об «исключительности» не становится правильным.

Что же на это все ответил Его Всесвятейшество Варфоломей Первый?
Ответ сводится к одному единственному аргументу: мы правы, потому что мы главные.

Цитата из Ответа патриарха Варфоломея: «Богоносные отцы, которые посредством божественных и священных канонов возложили на трон Константина всем известную всесвященную и страшную его сверхграничную ответственность, не в виде привилегий, но жертвы, ведомые Духом Святым, провидев нужду окончательного урегулирования, возникающих в Поместных Церквях проблем, которые не могут быть разрешены ими самими».

Во-первых, никаких канонов, которые бы возлагали на Константинополь «сверхграничную ответственность» или иные преимущества, кроме первенства чести, не существует в природе. А если скрупулезно следовать букве канонов, то и эта честь – после Римского епископа. Никаких полномочий разрешать конфликты в других Поместных Церквях Фанару никто никогда не предоставлял.

Во-вторых, достойна отдельного внимания ассоциация Константинопольской кафедры с троном Константина. Святой равноапостольный Константин Великий был светским правителем, императором, а не епископом. Если же фанариоты ассоциируют себя с «троном Константина» в светском значении, то впору задать вопрос: а где он сейчас этот «трон Константина»? Не превратился ли он еще 500 лет назад в трон мусульманского правителя?

В-третьих, раскол, существующий в Украине, не является проблемой, которую не может решить сама УПЦ. Эта «проблема» решается путем покаяния и воссоединения с Церковью. Для этого совершенно не нужно вмешательство Константинопольского патриарха. Или он может предложить что-то другое, кроме покаяния?

Далее в Ответе патриарха Варфоломея традиционно приводится целый ряд исторических прецедентов, которые он пытается истолковать в подтверждение своих претензий на главенство в Церкви. Можно, конечно, заниматься их подробным разбором и опровержением, но лучше обратить внимание на то, что не имея возможности оправдать свои действия на основе Священного Писания и святых канонов Церкви, патриарх Варфоломей приводит случаи из истории.

Затем глава Фанара пытается оправдать свое признание раскольничьих «хиротоний». Для этого он ссылается на документ 1887 г., который якобы доказывает действительность такого признания. Цитата: «Существует, блаженейший, одно важнейшее исследование, чудотворящими знамениями живого, приснопамятного митрополита Ангиалу и затем Смирны Василия составленное в 1887 и соборно утвержденное о действительности хиротоний клириков от раскольничьего или низложенного епископа рукоположенных, которое я вам также посылаю, в нем удостоверяется всегдашняя точка зрения Православной Церкви по этому вопросу».

Однако в самом этом документе, в самом его начале митрополит Смирнский Василий признает, что на основании священных канонов Церкви невозможно сделать вывод о действительности таких раскольнических «хиротоний». Все его рассуждения основываются на произвольной аналогии таинства Священства с таинством Крещения. Но о неправомерности такой аналогии говорит уже тот факт, что крестить может в случае смертельной опасности даже мирянин, а вот хиротонию мирянин совершить не может. За неимением богословских и канонических оснований для своих утверждений митрополит Василий также приводит ряд исторических событий, которые он толкует в свою пользу.  

Заключает патриарх Варфоломей свой ответ словами: «Мы на Фанаре провозглашаем авторитетно, унаследованное нами учение о Церкви, и из кладезя отцов наших черпаем, а не из корысти или из иных низких побуждений и политических целей. Следовательно, от всех нас зависит усвоение изложенных истин, не для утверждения их, и так уже давно истинно утвержденных церковной практикой, но для того, чтоб снова стать на путь верный и освященный многоценным опытом отцов, только на Бога надеявшихся, Ему же Слава и Держава во веки. Аминь».

Во-первых, «авторитетно, унаследованное нами учение о Церкви» предполагает, что глава Церкви Христос, а не Константинопольский патриархат.

Во-вторых, при словах, что Фанар действует «не из корысти», сразу вспоминается договор с Петром Порошенко от 3 ноября 2018 года, где Президент обязался передать Фанару в Украине «здания и помещения, другие объекты собственности», необходимые «для функционирования миссии».

В-третьих, если бы Фанар действительно не руководствовался «низкими побуждениями и политическими целями», то он не принимал бы эти решения в аккурат после переговоров с чиновниками госдепартамента США.

К сожалению, Ответ патриарха Варфоломея митрополиту Анастасию свидетельствует о том, что фанариоты прогрессируют в своих заблуждениях. Они не хотят раскаиваться в своих ошибках и неправомыслии, несмотря на довольно дипломатичные призывы Поместных Церквей. А это значит, что ересь Константинопольского папизма утверждается и все более угрожает Церкви.

Написать комментарий