Бог научает на Него одного возлагать надежду

Бог научает на Него одного возлагать надежду

Судия же наш обещал наградить тех, которые окажутся добрыми по произволению, а не по принуждению, говоря: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Мф. 16, 24), и прочее. Говоря так. Создатель нашего естества ясно показал, что от нашего произволения зависят и добрые дела и злые, ибо сказал: «аще кто хощет, да отвержется себе», а не сказал: да отвержется владеющей им силы. Если бы Он знал, что это зависит не от нашей власти, то ясно сказал бы: если кто может последовать за Мной. По этой причине и тому, который вопросил Его, как ему получить вечную жизнь, ответил, говоря: «аще же хощеши совершен быти», и прочее, а не сказал: «аще можеши», что означало бы, что не от своей воли зависит доброе или злое, но сказал: «аще хощеши». А то, чтобы хотеть, или не хотеть, ясно показывает, что он властен в своих делах. По этой причине и сохраняются дела каждого на суд, как происходящие от произволения, а не от принуждения и насилия зодиаков и планет. К тому же не явно ли оказываются клевещущими на Бога и досаждающими Ему те, которые приписывают все наше звездам, и утверждают, что помимо их устроения ничего не совершается, касающееся нас? Ибо если Бог, Который есть самая Истина и Правда и Благость, Который с самого начала всякими способами изобрел наше спасение неизреченным Своим и непостижимым советом, – если Он знал, что есть некоторая понуждающая нас сила, вложенная в зодиаки, которая влекла бы каждого из нас по своему качеству и против желания понуждала бы к тому, чего мы не хотим, то каким образом Он же опять повелевал бы нам, заповедуя: «не прелюбы сотвориши, не убиеши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши»(Мф.19:18), и тому подобное? Разве скажут, что Бог отнял от звезд вложенную в них ранее власть над нами, и потом так нам заповедует? Но нелепо о Боге так думать, тем более говорить, ибо это служило бы признаком Его нерассудительности и неустройства. «Нераскаянна бо», сказал негде Павел, «дарования...Божии» (Рим. 11, 29); и Давид свидетельствует о Нем, что Он «страшен в советех паче сынов человеческих» (Пс.65:5). Или скажут, что Господь позавидовал спасению людей, и потому не сказал Моисею и пророкам о силе звезд? Но если так, то как Давид говорит о Боге: «сказа пути Своя Моисеови, сыновом израилевым хотения Своя» (Пс. 102, 7). И если Бог позавидовал спасению нашему, то как Давид опять говорит о Нем: «коль благ Бог израилев правым сердцем» (Пс. 72, 1)? Если есть в Нем зависть, то как Он оказывается милостивым и не хотящим смерти грешника? Для чего Он распялся и умер? Очевидно,лжет тот, кто вопреки законоположению Создателя пустословит, что сочетание планет и зодиаков есть нечто высочайшее;истинен же Создатель наш, Которыйникому человека не покорил, но оставил свободным и почтил Своим образом, создав его благим по естеству, а не по влиянию на него звезд. К тому же если Бог знал, что звезды имеют принудительную силу, то почему, когда человек во Едеме, по совету змия, согрешил, Он наложил наказание на согрешившего и на прельстившего его? Почему не на главного виновника обмана – планету Меркурий (Гермес) – излил Он праведный Свой гнев, а на змия, прельстившего Адама и разорившего совет Создателя? Приличествовало же и Создателю предупредить человека о сообщенной звездам на него власти, чтобы он как можно лучше приготовился (к повиновению им) и чтобы по неведению не прогневал своего Владыку. Это приличествовало благости и правде Создателя; теперь же мы ничего такого не находим, а напротив видим, что болезни и наказания посылались по повелению (Божию), как и день суда называется «днем лютым» (Ис.13:9), и в другом месте сказано, что для грешников день этот полон скорби и болезней, ибо сказано: «в день лют избавит его Господь» (Пс. 40, 2). Другой пророк, перечислив различные наказания, приготовленные у Бога (для грешников), говорит как бы от лица Божия: «Не сия ли вся собрашася у Мене, и запечатлешася в сокровищах Моих. В день отмщения воздам, во время егда соблазнится нога их: яко близ день погибели их» (Второз. 32, 34–35). Выслушаем сказанное, бессмысленные, и, хотя поздно, когда-нибудь начнем мудрствовать о том, что у Бога сокрыто и запечатлено в сокровищах Его рачений. Кто открыл вам, заблуждающимся относительно силы звезд, их действия, – ангелы ли, или архангелы, и "кто" из них «уразуме ум Господень?» (Ис.40:13) Или, может быть, пророк какой-нибудь, озаренный всячески Духом Святым? Покажите нам, кто это, – и тогда мы замолчим. "В день, – говорит, – отмщения воздам» (Втор.32:35), а не в день появления Кроноса, или иной какой планеты, внушающей вам бесовский страх. Потом приводит точнее, показывая причину: «во время, егда соблазнится нога их» (Втор.32:35), то есть, когда начнут ходить не прямо, преступая Его заповеди. Поймем же, что от Бога попускаются на нас промыслительно наказания, если мы согрешаем, для исправления нашего, а не появлением звезд, и что эти наказания постигают нас в то время, когда мы впадаем в преступления, – постигают по воле Божьей, а не тогда, когда Кронос или Марс захотят. Еще яснее взывает к нам Бог, говоря: «видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею» (Второз. 32, 39). Я, говорит, Сам Бог; этим Он отвлекает тебя от лжи звездочетства и от всякого другого бесовского страха, научая тебя на Него одного возлагать надежду и Его одного признавать наказующим тебя отечески, ибо Он врачует тебя не посредством злых звезд, а строгими словами, болезнями и скорбями, приключающимися с нами по повелению Божию.

Преподобный Максим Грек

 

Написать комментарий