Возненавидим всякое языческое беснование

Возненавидим всякое языческое беснование

Послушаем и то, что говорит блаженный Иоанн Златоуств 75-й беседе толкований на святое Евангелие от Матфея: «Где те, которые владычество природы и круговращение времен противопоставляют учению Цер­кви? Помнит ли кто-нибудь из них, чтобы явился когда-нибудь другой Христос, чтобы случилось подобное происшествие? Итак, о каком вы скажете круговращении? Ни Содома, ни Гоморры, ни потопа в другой раз не было. До коих пор вам издеваться и говорить о превраще­нии и возникновении? Как же, скажешь ты, сбывается многое из того, что предсказывают? Так как ты сам себя лишил помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне промысла, то диавол, как хочет, управляет и располагает твоими делами». Слышишь ли, что гово­рит блаженный сей отец? Диавол, говорит, помогает и содействует служителям звезд и, как хочет, пре­вращает обстоятельства верующих в звездочетское учение. Убоимся же и, хотя поздно, как-нибудь уцеломудримся, не дадим в себе места диаволу и тогда вселится в нас ХристосБожия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24). Затем опять (св. Златоуст), продолжая речь, объясняет, что такое рождение, называя рождение гаданием по стечению звезд, доброе или злое. Он говорит: «Что же, в самом деле, значит гадание по светилам? Не что иное, как ложь и запутанность, по которым все проис­ходит наудачу, и не только наудачу, но и безрассудно». Затем, отвечая тем, которые противопоставляют (в защиту своего учения) случающиеся каждый день не оди­наковые, но разнообразные обстоятельства, говорит: «Но ты скажешь: если светила не имеют влияния на судьбу человека, то почему тот богат, а другой беден? Не знаю. Так сначала отвечу тебе, чтобы научить тебя не все дерзостно испытывать и никак не думать, по этой причине, что все происходит случайно и без цели. Не следует тебе выдумывать то, чего нет, только потому, что ты этого не понимаешь. Хорошее неведение лучше вредного учения. Теперь скажу, почему иной богат: одним Бог дает богатство, другим же попускает оное. Вот краткое и простое объяснение причины. Что же, ска­жет заблуждающийся, Он ли делает богатым прелю­бодея и того, который злоупотребляет своим богатством? Он не делает такового богатым, а только по­пускает ему приобретать богатство; а между тем, чтобы делать и попускать, большое и даже бесконечное разли­чие. Почему же, однако, Он попускает? Потому, что не пришло еще время суда, чтобы каждый получил по до­стоинству».

Поняли ли мы из сказанного, какого безумия, расстройства и злочестия, служит причиною звездочетское беснование? Или еще нуждаемся в доказательствах про­тив этой лжи? Но мне представляется, что тот, кто сказанным не убедился, не подчинится никаким дру­гим доказательствам, как недугующий неисцельно, и если бы кто его спросил: какая причина не дозволяет ему согласиться с истинными доказательствами, – рассуждение ли душевного разума или какая-нибудь звезда, враждебная истине, то он не мог бы сказать, что звезда: ибо все дела Божии хороши и во всяком случае, по слову блаженного Апостола, боящимся«Бога поспешествуют во благое»(Рим.8:28). Поэтому, звезда, как Божие творение, хороша, и свойства ненависти к истине в нее Создатель не вложил, ибо Он благ и Творец всего благого, а не злого. С другой стороны, мы знаем многих из истории и теперь видим многих, которые познали лживость гаданий по звездам и научились истине. Этого бы с ними не случилось, если бы они были подчинены насилию звезд. Отсюда явствует, что человек создан самовластным и со свободным произволением, по образу Божию, и если он произвольно обратит мысль свою к Богу, то никто не может легко отвлечь его от избранного им предмета, пока опять добровольно не ослабеет, и сам на себя не навлечет осуждения в неведении добра. Мы же, будучи воспитанниками Церкви Спасителя Христа, или, что тоже, рачителями истины – ибо Бог наш,Иисус Христос, есть Свет и Премудрость и Ис­тина – услышим, что говорят блаженные пророки Исаия и Иеремия, и возненавидим всякое языческое беснование и звездозрительную ложь, и будем пребывать в пределах пророческой и апостольской истины, не прельщаясь и не окрадываясь красноречием и хитроплетенными до­казательствами мнимых еллинских мудрецов. Их учи­тель есть диавол, который умудряет их, влагая в них тайно красивые речи и доказательные рассуждения, чтобы обмануть более легкомысленных.

Преподобный Максим Грек

 

Написать комментарий