От знамений небесных не страшитеся

От знамений небесных не страшитеся

Что гадание по звездам есть обман и гибельная про­пасть – это ясно доказал божественный пророк Исаия, пророчествуя против Вавилона и говоря: мудрость твоя и художество твое обмануло тебя. И опять:«да станут ныне»астрологи твои«и спасут тя звездочетцы небесе, смотрящии звезд, да возвестят ти, что имать на тя приити. Се еси яко хврастии огнем погорят, и не изимут души своея из пламене»(Ис.47:13–14). Услышим внимательно и убоимся Бога живого – мы, христиане, ко­торые в скорбных обстоятельствах, оставляя упование на Бога, прибегаем с верою к астрологам, ища от них помощи и надеясь получить ее. Пророк говорит, что они, как хворост, огнем погорят. Вот какие хорошие воздаяния приготовлены от Бога внимающим гаданию по звездам! К этому следует еще прибавить известное апостольское изречение, что«достоин делатель мзды своея»(1Тим. 5, 18). Но мы, которые желаем изба­виться огня вечного и быть со Христом, будем дер­жаться Его святых писаний, слушаясь блаженного Иеремии, который от лица Божия говорит так:«по путем языков не учитеся, и от знамений небесных не страшитеся, яко их боятсяязыцы. Понеже законы языков суетни суть»(Иер. 10, 2–3). И, действительно, они суетны, бездоказательны, лживы и полны всякого обмана, ибо не Богом они установлены, а душепагубными демонами. И не пророки Бога живого Духом Святым изрекли их и засвидетельствовали их благочестность и спаситель­ность, но служители лукавого (Пифийского) духа, – люди, проводившие жизнь нечистую и преданные всяким порокам: халдеи, вавилоняне, египтяне, аравитяне и финикияне, которые изначала прославились нечестием, а также и из еллинов – те, которые были последова­телями прелести Епикура и Диагора, названного безбожным за свое нечестие. Ни Сократ, ни Платон, ни Ари­стотель, эти наиболее уважаемые и истинно любивейшие из числа еллинских философов, никогда не склони­лись к согласию с обманчивым гаданием по движению звезд, как это ясно видно из их сочинений. По­этому, как видится, Аристотель, уразумев, что это обман, и что понапрасну гадание это пользуется у них наименованием науки, осудил оное, признал презренным и ложным, сказав негде в своих сочинениях относительно предсказаний о будущих событиях, что это не есть окончательная истина, и что об этом нет ни видения, ни науки. Как же звездоблюстители осме­ливаются бесстыдно гадать о будущих судьбах Божиих, утверждая, что будет новое законоположение и новое время, процветающее благочестием и чистотою, и что это будет введено Зевсом и Марсом? Если, по словам еллинского философа, о будущем нет ни науки, ни видения какого бы то ни было, ибо предведение бу­дущего есть дело одной только Божественной благодати, а не дело звездочетского бесовского учения, составляющего науку бессмысленную, во многом погрешающую и пользующуюся содействием сатаны, то не ей рассуждать о божественных предметах. Богоданные законы прекрасно и в совершенстве установлены и утверждены множество веков тому назад многими соборами прославленных богоносных святых отцов, и в эти их установления не могут быть отнюдь допущены ни исключения, ни прибавления.

А что звездочетской бесовской науке помогает сво­ими внушениями сатана, и ими она существует, – этому неопровержимый свидетель есть Августин Иппонский, который в первой главе толкований на миробытие гово­рит так: «Хотя астрологи часто дают истинные предсказания о будущем, однако это происходит не столько от небесных знамений, сколько от тайного внушения сатаны, чему иногда, незаметно для себя, подвергаются человеческие умы, и таким образом эти предсказания происходят сообща, от соглашения с диаволом». Этим ясно показал блаженный сей отец, откуда происхо­дит бесовское сие учение, и что диавол открывает последователям звездочетской науки то, что случится им когда-нибудь предсказать истинно, что бывает по внушению демонов. Кто же из христиан, истинно, а не лицемерно верующий, согласится когда-нибудь получить знание такого сатанинского обмана и войти в собеседование с бесами? Разве только тот, кто пребывание с бесами предпочитает вечной жизни. Слыша блаженного Августина, говорящего о звездоблюстителях, что они часто предсказывают будущее, не поколебайся по этой причине умом, и не подумай, что они уже всегда и во всем истинствуют, но помни, что этот святой отец говорит, что они большею частью приобретают сие при помощи сатаны, а не от одних небесных знамений. А этими словами блаженный сей отец ясно показал, что христианам следует отвергнуть и возненавидеть такое бесовское учение, и что не должно верить таким предсказаниям, и никак не говорить, что эта способность предсказывать, которую некоторые имеют, происходит от небесных знамений, ибо мнение, что небесные тела наперед показывают истину о будущем, есть ложь и заблуждение. По учению блаженногоИоанна Дамаскина, будущее и ангелам неизвестно, а только что Бог им откроет и повелит предсказать, а потому и сбывается то, что они говорят. Предсказывают и бесы, предусма­тривая иногда задолго вперед имеющее случиться, иногда и угадывают; но большею частью лгут, а потому не сле­дует им верить, хотя иногда и сбываются их предска­зания. Будем остерегаться кваса фарисейского, то есть, горького и кислого бесовского учения лживых звездочетцев, ибо они, по словамблаженного Августина, большею частью находятся под влиянием бесов, а потому, если и случится им когда предсказать правду о человеческих страданиях, не будем им верить, как по­велевает нам блаженный Иоанн Дамаскин.

Устыдимся же стольких и таких, исполненных бла­годати Христа Спасителя, учителей и проповедников и не будем почитать бесовское учение более учения Церкви.

Преподобный Максим Грек

Написать комментарий