Что гадание по звездам
есть обман и гибельная пропасть – это ясно доказал божественный пророк Исаия,
пророчествуя против Вавилона и говоря: мудрость
твоя и художество твое обмануло тебя. И опять:«да станут ныне»астрологи твои«и спасут тя звездочетцы небесе, смотрящии звезд, да возвестят ти, что
имать на тя приити. Се еси яко хврастии огнем погорят, и не изимут души своея
из пламене»(Ис.47:13–14). Услышим
внимательно и убоимся Бога живого – мы, христиане, которые в скорбных
обстоятельствах, оставляя упование на Бога, прибегаем с верою к астрологам, ища
от них помощи и надеясь получить ее. Пророк говорит, что они, как хворост,
огнем погорят. Вот какие хорошие воздаяния приготовлены от Бога внимающим
гаданию по звездам! К этому следует еще прибавить известное апостольское
изречение, что«достоин делатель
мзды своея»(1Тим. 5, 18). Но мы, которые желаем избавиться огня
вечного и быть со Христом, будем держаться Его святых писаний, слушаясь
блаженного Иеремии, который от лица Божия говорит так:«по
путем языков не учитеся, и от знамений небесных не страшитеся, яко их боятсяязыцы. Понеже
законы языков суетни суть»(Иер. 10, 2–3). И, действительно, они суетны, бездоказательны, лживы и полны
всякого обмана, ибо не Богом они установлены, а душепагубными демонами. И
не пророки Бога живого Духом Святым изрекли
их и засвидетельствовали их благочестность и спасительность, но служители
лукавого (Пифийского) духа, – люди,
проводившие жизнь нечистую и преданные всяким порокам: халдеи,
вавилоняне, египтяне, аравитяне и финикияне, которые изначала прославились
нечестием, а также и из еллинов – те, которые были последователями
прелести Епикура и Диагора, названного безбожным за свое нечестие. Ни Сократ,
ни Платон, ни Аристотель, эти наиболее уважаемые и истинно любивейшие из числа
еллинских философов, никогда не склонились к согласию с обманчивым гаданием по
движению звезд, как это ясно видно из их сочинений. Поэтому, как видится,
Аристотель, уразумев, что это обман, и что понапрасну гадание это пользуется у
них наименованием науки, осудил оное, признал презренным и ложным, сказав негде
в своих сочинениях относительно предсказаний о будущих событиях, что это не
есть окончательная истина, и что об этом нет ни видения, ни науки. Как же
звездоблюстители осмеливаются бесстыдно гадать о будущих судьбах Божиих,
утверждая, что будет новое законоположение и новое время, процветающее
благочестием и чистотою, и что это будет введено Зевсом и Марсом? Если, по
словам еллинского философа, о будущем нет ни науки, ни видения какого бы то ни
было, ибо предведение будущего есть дело одной только Божественной благодати,
а не дело звездочетского бесовского учения, составляющего науку бессмысленную,
во многом погрешающую и пользующуюся содействием сатаны, то не ей рассуждать о
божественных предметах. Богоданные
законы прекрасно и в совершенстве установлены и утверждены множество веков тому
назад многими соборами прославленных богоносных святых отцов, и в эти их
установления не могут быть отнюдь допущены ни исключения, ни прибавления.
А что звездочетской
бесовской науке помогает своими внушениями сатана, и ими она существует, –
этому неопровержимый свидетель есть Августин Иппонский, который в первой главе
толкований на миробытие говорит так: «Хотя астрологи часто дают истинные
предсказания о будущем, однако это происходит не столько от небесных знамений,
сколько от тайного внушения сатаны, чему иногда, незаметно для себя,
подвергаются человеческие умы, и таким образом эти предсказания происходят сообща,
от соглашения с диаволом». Этим ясно показал блаженный сей отец, откуда
происходит бесовское сие учение, и что диавол открывает последователям
звездочетской науки то, что случится им когда-нибудь предсказать истинно, что
бывает по внушению демонов. Кто же из христиан, истинно, а не лицемерно
верующий, согласится когда-нибудь получить знание такого сатанинского обмана и
войти в собеседование с бесами? Разве только тот, кто пребывание с бесами
предпочитает вечной жизни. Слыша блаженного Августина, говорящего о
звездоблюстителях, что они часто предсказывают будущее, не поколебайся по этой
причине умом, и не подумай, что они уже всегда и во всем истинствуют, но помни,
что этот святой отец говорит, что они большею частью приобретают сие при помощи
сатаны, а не от одних небесных знамений. А этими словами блаженный сей отец
ясно показал, что христианам следует отвергнуть и возненавидеть такое бесовское
учение, и что не должно верить таким предсказаниям, и никак не говорить, что
эта способность предсказывать, которую некоторые имеют, происходит от небесных
знамений, ибо мнение, что небесные тела наперед показывают истину о будущем,
есть ложь и заблуждение. По учению блаженногоИоанна Дамаскина, будущее
и ангелам неизвестно, а только что Бог им откроет и повелит предсказать, а
потому и сбывается то, что они говорят. Предсказывают и бесы, предусматривая
иногда задолго вперед имеющее случиться, иногда и угадывают; но большею частью
лгут, а потому не следует им верить, хотя иногда и сбываются их предсказания.
Будем остерегаться кваса фарисейского, то есть, горького и кислого бесовского
учения лживых звездочетцев, ибо они, по словамблаженного Августина,
большею частью находятся под влиянием бесов, а потому, если и случится им когда
предсказать правду о человеческих страданиях, не будем им верить, как повелевает
нам блаженный Иоанн Дамаскин.
Устыдимся
же стольких и таких, исполненных благодати Христа Спасителя, учителей и проповедников
и не будем почитать бесовское учение более учения Церкви.
Преподобный
Максим Грек