Свет в сердце...

Свет в сердце...

Преподобный Серафим Саровский предлагает замечательное наставление, в котором поясняет нам, что истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго, т. е. приобретение неувядаемого сокровища – благодати Святаго Духа, испрошенного нам от Отца Небеснаго воскресшим Иисусом Христом, Сыном Божиим. И притча о десяти девах говорит о том, что елей в сосудах дев есть благодать Святого Духа, необходимая для спасения, ибо добрые дела еще не составляют цели жизни христианина. И это приобретение – стяжание состояния умиленного единения с Духом Святым, покорность Его водительству – выше и ценнее самых добрых дел.

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе!» – так восклицает благочестивый православный христианин, когда он действительно имеет упование на Отца Небеснаго, прибежище к Сыну Божию, Иисусу Христу, и не потерял покров Пресвятаго Духа Божия, вся немощная врачующего и оскудевающая восполняющего.

К сожалению, после крещения мы скоро теряем упование, прибежище и покров Пресвятой Троицы и, предоставленные самим себе, без поддержки Божией, бываем обладаемы злыми демонами, которые скоро доводят нас до скотоподобной жизни, и мы забываем Бога и свою совесть. И, всего печальнее, теряем ревность вновь подняться к Троице, славимому Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу.

Как же нам возгреть ревность к благочестию, чтоб она пламенела, а не угасала?
Преподобный Антоний на это дает такое наставление: во-первых, возгревает в нас ревность к Богу и благочестию память о смерти, отчего к человеку приходит сознание, что надо бороться с грехами и в покаянии очистить свою душу; во-вторых, надо приводить мысль к тому, что будет по смерти. Это заставит нас еще больше бороться с грехом и не допускать его в себе. Особенно, говорит он, в последние времена, когда оскудеет монашество, ибо блажен тот, кто мог преступить и не преступил, и зло мог сотворить и не сотворил (Сир. 31:11), нежели тот, кто влеком был к добру массой стремящихся к тому ревнителей… Почему они (монахи последних веков) будут даже совершеннее нас. Почему Ной, Авраам, Лот, которые вели ревностную жизнь о Боге среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании.

В- третьих, надо всегда иметь страх Божий -это свет в сердце человека, указывающий на грехи его и возжигающий в нем ревность ко всем добродетелям.

В- четвертых, ощущение сладости жизни по Боге. Пока не ощутится нами эта сладость о спасении, ревность наша не надежна. И когда Бог видит благодарную душу, готовую служить не за страх, а за совесть, по любви к Нему и ближнему, Он увеличивает Свои милости, ибо ничто так не приятно Богу, как любящая и благодарящая душа.

В- пятых, от всего этого к нам приходит радость о Господе, пребывание в доброделании, когда мы с радостью, во славу Божию, исполняем заповеди Божии -в Бога богатеем, собираем сокровище вместе со Христом и для Христа и для своего спасения, не теряя покаяние, смирение, кротость и нищету духовную.

Всем этим не только привлекаем, но и умножаем в себе дары благодати Святаго Духа. И вновь с радостью восклицаем: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе!»

Вот как восклицает о благодати Духа Святаго один из подвижников последнего времени: «Как благоухают кости святых, пронизанных благодатию Божиею! Какие чудные ароматы – мощи угодников Божиих! Сколь великое благо – стяжать нетленную, благоухающую благодать Духа Святаго и с нею жизнь вечную! Что мы гонимся за тлением?! Почто возлюбили смрад грехов, страстей ядоносных?!»

Схиигумен Савва (Остапенко)

Написать комментарий