В день апостола Иоанна Богослова: Старайтесь любить ближних не словом, а делом и истиною

В день апостола Иоанна Богослова: Старайтесь любить ближних не словом, а делом и истиною

Примеры уклонения христиан от закона христианской любви и необходимость жить по духу ея

I. Что сказать вам, братие, в нынешний праздник? Любимый ученик Господа — св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, память котораго мы сегодня празднуем, в течение своей апостольской деятельности говорил более всего о любви: будем же и мы с вами говорить сегодня тоже о любви.
II. Вы сами очень хорошо знаете, что Господь заповедал нам любить Бога, а потом всех людей и сказал, что на этих двух заповедях утверждается весь закон (Мф. XXII, 40). Вы знаете, что тот только есть истинный христианин, кто имеет ко всем любовь (Иоан. XIII, 35). Знаете вы также, что без любви нельзя наследовать и вечную жизнь, ибо не любящий брата пребывает в смерти (1 Иоан. III, 14); что «без любви все дарования ничего не пользуют тем, которые имеют их» (Злат. бес. 32 на 1 посл. Коринф.); что без нея ничего не значат и все добрыя дела наши (1 Коринф. XIII, 3). Вы, говорю, знаете это, слышали об этом много раз и сами рассуждаете, что хорошо бы было, если бы все любили друг друга; сами сознаете, что нужно любить других. Но все это к сожалению по большей части только на словах, а не на деле. На словах любим, а на деле, — на деле далеки мы от любви.

а) Согрешил-ли, например, ближний наш, — мы, вместо того, чтобы помолиться Богу об его исправлении, начинаем с злорадством осуждать его. А это разве любовь? Нет, «если ты истинно любишь ближняго, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу», учит один великий подвижник (преп. Иоан. Леств. сл. 10-е). «Хочешь исправить брата? Поплачь, помолись Богу, дай ему увещание наедине, посоветуй, попроси», говорит св. Иоанн Златоуст (Злат. бес. 2 по сл. низв. цар. стат.), но не осуждай; а то он грешит, а ты себе грешишь, осуждая его.

б) Обидел-ли кто нас, — вместо того, чтобы по христиански простить своему обидчику, отплатить ему добром, мы, напротив, стараемся и его обидеть, т.-е. воздать злом за зло. А это разве любовь? Нет, ибо любовь долготерпит и не мыслит зла. «Кто любит ближняго, тот не отмщает за обиду нанесенную, но с кротостию и незлобием претерпевает и молится за творящих напасти» (твор. св. Тих. зад.) Если ты любишь ближняго, то «никогда не питай в сердце злобы, но если и случится какое огорчение, пусть будет оно разве на один день и долее дня да не продолжается. Солнце, сказано, да не зайдет во гневе вашем» наставляет св. Иоанн Златоуст (Злат. бес. 18 по случ. низв. цар. стат.).

в) Если кто-либо живет счастливо и спокойно, то вместо того, чтобы порадоваться счастию своего ближняго, мы нередко завидуем ему. А это разве любовь? Нет, ибо любовь не завидует, а радуется о благополучии ближняго. Мы забываем часто, что все люди наши братия по плоти, а христиане, кроме того, братия еще и по Христу, — мы, говорю, забываем это и обращаемся с другими гордо, грубо и высокомерно. А это разве есть любовь? Нет, ибо любовь не превозносится и не гордится, а напротив «всем послушна, покорна, всем учтива и снисходительна» (твор. св. Тих. зад.).

г) Находится-ли кто в несчастии, беде и нужде, — мы часто не обращаем на это никакого внимания, как будто это совсем не наше дело. А это уже не любовь, потому что истинная любовь милосердствует, «видя неблагополучие ближняго соболезнует ему; страждущему состраждет, болезнующему соболезнует, с сетующими сетует и старается утешать; не щадит себя, чтобы помочь бедствующему ближнему» (твор. св. Тих. Задонскаго).

д) Далее, в обыкновенных-то занятиях и делах наших редко обойдется у нас дело без гнева и раздражения, без ссоры и неудовольствия. А это разве любовь? Нет, ибо любовь не безчинствует, не раздражается и все переносит. Не так поступали св. угодники Божии. Они обращались со всеми кротко, тихо и ласково; они никогда не дерзали осуждать других, а, напротив, покрывали согрешения своих братий, старались вразумить их.

е) Наконец, в делах христианскаго милосердия, мы по большей части делаем добро в той мере, в какой оно не требует от нас ни особаго труда, ни тем более самопожертвования. А это уже не любовь христианская, которая для спасения ближняго ничего не жалеет, ни здоровья, ни спокойствия, ни имущества, ни даже самой жизни.

Св. Иоанн Богослов, подвергая себя великой опасности, бежал даже однажды за разбойником, плакал, умолял, в ноги ему кланялся, чтобы обратить его на путь спасения. Святые мало того, что делились с бедными и последним куском хлеба, — св. Филарет, например, последняго вола отдал, — этого мало: они сами собой жертвовали даже для других, как св. Павлин, епископ ноланский, который, не имея уже больше денег, себя самого продал в рабство, чтобы выкупить сына одной бедной вдовы. Вот это истинная христианская любовь!

III. Старайтесь-же, возлюбленные братие, любить своих ближних не словом или языком, а, главное, делом и истиною (1 Иоан. III, 18); старайтесь хорошия слова соединять с хорошими делами. Если-же, при всем вашем желании, вы не можете возлюбить других, если нет у вас добрых дел, которыя-бы свидетельствовали о вашей любви; то молитесь Господу, Который Сам есть безконечная любовь, чтобы Он помог вам любить других и направил к деланию добра, чтобы Он подал вам духа смирения, кротости и любви. Аминь. (Сост. с дополн. по «Паст. соб.» за 1887 г.). 

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 337-338. 

Написать комментарий