«ХРИС­ТИАНИН ЕСТЬ!» Житие и страдание от басурман святого благоверного князя Романа Олеговича Рязанского

«ХРИС­ТИАНИН ЕСТЬ!» Житие и страдание от басурман святого благоверного князя Романа Олеговича Рязанского

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в мiру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук св. равноап. вел. князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор (пам. 21 мая/3 ин) прославились святостью жизни. Внук Констан­тина Владимир Святославич был примером безкорыстия и самоотвержения, св. Муромский чудотворец Петр (+1228; па­м. 25 ин/8 ил) также был внуком Константина. Дед св. князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Св. князь Роман умно­жил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.

 

Детство и юность князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это ос­тавило отпечаток на судьбе святого, как и тысяч его современников. Он лишился также и родите­лей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.

 

Лишенный родных и крова, св. князь Роман с юности шел к исповедни­ческому подвигу путем скорбей и стра­даний.

 

Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже се­мей­ным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворитель­ностью. Трое сыновей — княжичи Феодор, Ярослав и Константин — воспиты­вались в благочестии и страхе Божием.

 

20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благовер. князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Св. князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение 12-ти тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благовер. князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером своей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви.

 

Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд. Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.

 

Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновья­ми уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их».

 

И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Хрис­тианин есть, и воистину, Христианская вера свята, а ваша татарская вера по­гана есть”». Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя непреклонность устремились на него и начали бить немилостиво. «Хрис­тианин есть, — восклицал князь, осыпаемый ударами, — и свята воистину вера Христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу.

 

В душном подземелье, связан­ный по рукам и ногам, св. князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию, бывшая одной из основных добродетелей его жиз­ни, под­держивала страдальца и вливала в него новые силы для перенесения наступивших мучений. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни. Князь спокойно шел; на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, ко­торые даются в удел немногим, очистившимся в горниле искушений.

 

Испо­ведник Христов не страшил­ся умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей — смерть медленная. Пришедши на место казни, кн. Роман в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Безчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена страдальца, св. страс­тотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша».

 

Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мч. Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с бла­гоговением пред­аны земле. Место погребения осталось неизвестным. Цер­ковное почитание благо­вер. кн. Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (+421; пам. 27 ноя/10 дек). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную Христианскую веру».

 

В 1812 году, в день памяти благовер. кн. Романа, русские войска одер­жали первую победу при Клястицах.

 

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти св. Романа.

 

Жития русских святых

Написать комментарий