Кто желает спастись, тот не должен искать чудес, а должен поучаться в слове Божием

Кто желает спастись, тот не должен искать чудес, а должен поучаться в слове Божием

(Слово от Евангелия, еже от Луки, о богатом безымянном и о убозем Лазаре)

В притче о богатом и Лазаре, из беседы Авраама с богатым мы знаем, что когда последнему было отказано в милости остудить язык его, то богатый стал просить Авраама, чтобы он послал Лазаря к братьям его сказать им, чтоб праведно жили, дабы не пришли в место мучения, в котором он был, – и что на это Авраам отвечал ему: имут Моисея и пророки, да послушают их...Ащеже Моисея и Пророков не послушают, и Аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры(Лук. 16, 29–31). Из этого последнего чему научаемся мы? Тому, что чудеса в деле спасения тому, кто не слушается внушений Господа в слове Его, не помогут и не сделают его святым, а слово Божие ко спасению всегда действительно.

Так ли это на самом деле? Так. «Посмотрите на неверующих Иудеев: каковы они были? Они, как говорит про них слово церковное, Писании не послушаху, ни мертвецы убо видяще воскрешаемы, яша веры, но и Лазаря убити хотяху, егоже от мертвых воззва Христос. И в распятие многим возставшим мертвым, они же паче лютее творяху: Апостолы бо Христа именуюшия побита. Аще бо сие чудо (т.е, если б кто из мертвых воскрес) приводило к вере, то бы Господь творил часто. Ныне же всех полезнее от Писании истину уведати. И Аще бо мертвым восставати, многих бы дьявол прельстил мечтанием своим, нам же Господь Писание на утверждение предаде. Якоже свет просвещает всех, сице и Писание нас» (Прол. Июня 11).

И подлинно, не чудеса, а Писание просвещает нас и ведет ко спасению. Вот пример. В городе Тарсе Киликийском жил скоморох, именем Вавила; имел он беззаконное сожитие с двумя женами, и по делам своим был сосуд дьявола. Ему, однажды, пришлось быть в церкви, и когда он здесь слушал чтение Евангелия, то слова: «Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное» (Мф. 4, 17), произвели на него необыкновенное действие. Он тотчас почувствовал глубокое раскаяние, заплакал, стал укорять себя за свою прошлую жизнь и дал обещание исправиться и подлинно исправился. «Вавила, – говорит повествование о нем, – стал муж умилен, полон страха Божия, смирен и кроток, мнозем на пользу быв и, Богови угодив, в вечную преставися жизнь, о Христе Иисусе, Господе нашем» (Прол., Февр. 22).

Вот и еще пример: «Один монах пошел в церковь. Когда он входил в нее, лицо его было черно, как у эфиопа, бесы надругались над ним, Ангел-Хранитель издалека следовал за ним. Когда же, после службы, монах вышел из церкви, он был чист и светел, бесы далеко отстояли от него, и Ангел-Хранитель сопровождал его со светлым и радостным лицом. Монахи спросили: что с ним было в церкви? И он отвечал: «Я человек грешный и все дни жизни моей даже доселе провел в скверных деяниях. Но вот, вошедши ныне в церковь, я услышал чтение из книги пророка Исаииомойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваша от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро (Исаии 1, 16–17). Тогда...,если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю (Исаии 1, 18),и если... послушаетесь, то будете вкушать блага жизни (Исаии 1, 19). Выслушав это, я умилился душою и сказал Богу в мыслях моих: «Ты един еси, Боже, пришедый на землю грешные спасти! Что прежде чрез Пророков обещал, то ныне делом исполнил на мне, грешном и недостойном. Се бо отселе даю Ти слово, обещаяся усты и сердцем исповедаяся, яко не имам к тому того сотворити зла, но отметатися всякого беззакония и поработаю Ти с чистою совестью. Днесь убо, Владыко, приими мя кающегося и отгребающегося от всякого зла». С сими мыслями, – закончил речь свою инок, – я вышел из церкви, осудив душу мою и дав обещание пред Богом впредь не грешить». Все прославили Бога.

Итак, братие, не в чудесах мы должны искать спасения, а в слове Божием. Есть у тебя Священное Писание, чего тебе еще? Или там мало сказано о том, что тебе нужно делать, чтобы спастись? Или истина его не запечатлена и чудесами, и самою Кровью Сына Божия? Нужно ли после приведенных примеров доказывать, что слово Божие может и теперь силою присущей ему благодати производить то же спасительное действие, которое производило в древние времена? Не ясно ли, что благодатный свет его светит всем и всех согревает в православной Христовой Церкви, что слушание его и чтение возвышает душу, возносит ее к Богу, возбуждает и питает чувства раскаяния во грехах, умиления, веры, надежды и любви к Богу, что блажени слышащии слово Божие и храняще е(Лук. 11, 28), и что, наконец, блаженны будете и вы, если, отринув искание чудес, с благоговением будете читать и слышать оное и соблюдать его в мыслях, желаниях, словах и делах ваших? Аминь.

Пролог в поучениях на каждый день

Протоиерея Виктора Гурьева

 

 

Написать комментарий