Бог близ всем призывающим Его во истине

Бог близ всем призывающим Его во истине

Будучи лживы и нечестивы, как и выше сказано, звездочетские обманы хитро украшены, при содействии бесовском, разными словами на погибель душ.Поста­раемся же всеми силами отступить от них ради щедрот Христовых и, возложив упование на Бога, от Него единого будем всегда надеяться получения благ и в этой жизни и в будущей, усердно исполняя спаситель­ные Его заповеди. Если будем их исполнять искренно, а не лицемерно, то все будет нам благопоспешно и все будет устрояться на пользу божественным Промыслом. Ибо блаженный Давид говорит, что Бог«близ всем призывающим Его во истине»(Пс. 144, 18). Для того он и прибавил тут слова: «во истине», чтобы показать, что это относится к тем, которые и словом и делом исполняют Его заповеди; это самое и Спаситель в святом Евангелии сказал преступающим Его заповеди иудеям:«что Мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю»(Лук. 6, 46). Когда заповеди Божии исполня­ются нами самым делом, тогда всякая благодать схо­дит к нам с неба«от Отца светов» (Иак.1:17), как написано; когда же они нарушаются, то немедленно посылается наказание от заповедавшего Владыки, а не от зодиаков, и планет, ибо они бездушны и глухи и не имеют никакой силы над образом Божиим, то есть над нашим самовластием, коим мы почтены были сначала. Достоверный свидетель сему – святой Иоанн Дамаскин, который говорит так: «Еллины приписывают управ­ление всеми нашими делами восхождениям и захождениям солнца, луны и звезд и их сочетаниям; мы же утверждаем, что чрез них бывают признаки дождя и бездождия, теплоты и холода, сырости и засухи, действия ветров и тому подобное; наших же дел – нис­колько; ибо мы, будучи сотворены Создателем самовла­стными, сами имеем власть относительно своих деяний. Если бы это зависело от течения звезд, то мы оказа­лись бы поступающими по принуждению в том, что делаем. А что бывает по принуждению, то не признается ни добродетелью, ни преступлением. Если же мы не имеем ни добродетели, ни пороков, то не заслуживаем ни похвал, ни наград, ни порицаний и наказа­ний. Но и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, а другим посылая скорби; также окажется, что Бог не имеет никакого промышления о Своих тварях, так как все совершается по необходимости; но и самое понятие о добродетели и пороке для нас совер­шенно излишне. Если нет никакого деяния, угодного Богу, то преподаваемые рассуждения о сем излишки, ибо ра­зумность дана нам для рассуждения; поэтому всякое разумное существо по необходимости должно быть и са­мовластно». Может быть кто-нибудь скажет: неужели и войны не зависят от знамений небесных тел? (На это ответим) Разве не верно сказали мы в самом начале этого нашего слова, что из всего вращающегося на небе, будут ли то планеты, или зодиаки, ничто не служит причиною того, что находится или не находится в нашей власти, ибо дела наши управляются мановением Владыки и Его праведными мерилами, которые из­вестны Ему единому; вращающиеся же на небе планеты все – бездушны и глухи и ничему причиною не служат, ни злому, ни доброму, а только служат указанием того, что совершается помимо нашей воли в твари, по мановению Со­держащего все и всем управляющего, как то: дождей и бездождия, тепла и холода, и подобных сему случайных явлений. Окаянные же звездогадатели, не поняв, какое различие находится между причинами тех и других знамений, но коварно приняв установленные Создате­лем на пользу знамения на небе, и как бы воодушевив и обоготворив их, признали их владыками и правителями всех наших деяний и рассуждений – добрых и злых, также – славы и бесславия и подобного сему. Что же может быть нечестивее сего? Ибо кто так понимает, тот по необходимости отвергает, что все это состоит и управляется Богом Создателем, и вводит случай или какую-то Имармению (судьбу), которую неправильно и неразумно допускают в управлении еллины. Если звезды принудительно влекут человеческое есте­ство к похвальным или непохвальным деяниям, то уже не имеет места вера, что Бог бдит над всем и всем управляет, и что будет испытание и достойное воздаяние по делам. Даже окажется, что Бог есть при­чина зол, тогда как Он – высочайшая Благость и Прав­да. Какой же истинный христианин, если он только не лицемерно содержит веру, дозволит себе допустить это?

Поэтому, умоляю всякого верующего не прельщаться легкомысленно такими нечестиями, даже если бы учащие сему казались некоторыми великими в православии и отличаются мудростью; ибо враг наш диавол, зная до­стоверно, что спасение наше зависит от истинной веры и надежды на Бога, постоянно всяким способом ухи­щряется отвлечь нас от этой веры и надежды, предлагая всем нам обманчивые предсказания по­следователей лживого звездочетского учения, которых большею частью он поощряет и научает этому делу, стараясь обмануть нас, как научили нас сему святой Августин и божественный Златоуст. Знает он, вселукавый, что посредством обмана предсказаний он легко может отвлечь нас от Бога к себе, заставив верить, что звезды владеют нашими действиями и суждениями; когда же будет принята эта вера, то нисколько уже не будем, или очень мало будем заботиться о своих согрешениях, извиняясь неизбежностью влияния звезд. При нашествии же печальных обстоятельств, обвиняем в этом Бога, как создателя зла. Поступая так, мы по необходимости должны будем лишиться заступления от Бога, и тогда уже врагу удобно будет овладеть нами и свести нас на дно ада. Сетей его да избавит нас Господь наш Иисус Христос, Спаситель и Бог истинный, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Максим Грек

Написать комментарий