– Геронда, мне грустно,
когда служба заканчивается, а я так и не смогла помолиться, потому что всё
время хотела спать.
– Чтобы прогонять сон, думай о том, что пробуждает в тебе духовный
интерес.
– Геронда, разве есть
интерес больший, чем людские страдания?
– Нет, но если думать о
людских страданиях в общем и целом, то это не помогает. Думай о конкретных людях, которые испытывают большую нужду, тогда
станешь сострадать и молитва будет сердечной. Возьми какой-нибудь случай,
который тебя больше всего беспокоит, а потом думай о других. Скажем, на
войне много бывает раненых. Хорошо, когда ты можешь думать и сопереживать всем
пострадавшим, даже не видя их. Но если не можешь сопереживать не видя, тогда
будет полезно, если встретишься с кем-нибудь, кто потерял, скажем, палец, и
помолишься: «Подумать только, этот
человек стал инвалидом, остался без руки или без ноги! А сколько таких
несчастных, у которых нет рук, ног!» Одно дело услышать по новостям, что
поезд сошёл с рельсов, и другое увидеть своими глазами лежащий под откосом
поезд и погибших людей. Когда ты молишься о конкретной нужде, которая тебя
волнует, то и сам получаешь помощь, и ближнему помогаешь.
– Геронда, когда звонит
колокольчик на проскомидиия поминаю в общем, например, вдов, сирот,
одиноких людей, а не конкретные имена. Это правильно?
– И я делаю то же самое.
Но молись с участием. И священник на
проскомидии не должен просто вынимать частицы и формально читать имена, но о
каждом должен просить с участием, тогда такие увидит чудеса! Однажды привели к
одному священнику бесноватого и попросили отслужить литургию. Священник,
поминая его на проскомидии, прежде чем вынуть частицу, помолился за него горячо
и сказал: «Господи, Ты видишь, как
страдает Твоё создание. Освободи его от власти беса. Помяни, Господи, раба
Твоего...» И бес не выдержал и вышел.
– Геронда, лучше молиться
о чём-то долго или от одного прошения переходить к другому, и так входить в
страдания всего мира?
– Зачем брать только одно
прошение? Лучше много: одно, другое, третье, одно за другим. А потом размышлять
вообще о страданиях мира и молиться. Это любезно Богу, потому что говорит о
душевном благородстве.
– Геронда, чего нам
просить в молитве о мире?
– Просить для всех
«доброго рая». Христос пострадал, чтобы
все люди спаслись – и те, кто близки к Нему, и те, кто далеки. Будем просить,
чтобы все познали Бога, возлюбили Его, угодили Ему и спаслись – вошли в рай.Один человек говорил: «Боже мой, я
познал рай уже здесь на земле. Меня отправь в ад, а моего брата – в рай».
Хотя если такой человек попадёт в ад, то, думаю, от его великой любви тот
небольшой кусочек ада, где он будет, превратится в рай, потому что где есть
любовь, там Христос, а где Христос – там рай.
Преподобный
Паисий Святогорец