В чем заключается слава Христова?

В чем заключается слава Христова?

Еще вы поносите нас, говоря: «Если бы Христос ваш был Бог, то иудеи, будучи люди, никак не могли бы причинить Ему страданий и умертвить безчестною смертью». Против этого безумного и богоборного прекословия вашего, отвечу вам опять из того же святого Евангелия. Что Xриcтос есть Бог Вседержитель и Творец всего, это мы уже показали приведенными нами евангельскими свидетельствами, А что Он добровольно предал Себя на смерть, а не по причине бессилия человеческого Его естества, иудеи схватили Его и умертвили, и что Он мог в мгновение ока не только Иерусалим и живущих в нем иудеев погубить, но и находящихся по всей вселенной непокорных иудеев сразу истребить, – это мы покажем вам тем же святым Евангелием. Что Он Сам Себя добровольно предал на смерть ради спасения людей, – об этом Он сам свидетельствует, говоря так в Евангелии от Иоанна:«Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы». И опять:«Аз есмь пастырь добрый: и душу Мою полагаю за овцы. Сего ради Мя Отец любит, яко Аз думу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю. Сию заповедь приях от Отца Моего»(Иоан. 10, 11–18), то есть, по совету и изволению Отца Моего небесного Я пришел в мир сей, чтобы чрез Меня всем людям стало известно святое имя Его, и чтобы Мне ради спасения людей принять плотию смерть. Потому Отец и любит Меня, что Я твердо соглашаюсь умереть, чтобы род человеческий посредством Моей смерти получил жизнь вечную. И Я, исполняя волю Отца Моего, добровольно полагаю душу свою за спасение многих, то есть, подъемлю смерть по человечеству. Как и в другом месте говорит:«Сын человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лук. 9, 56),«и дати душу Свою избавление за многих»(Мф. 20, 28), как и в другом месте говорит:«се восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная пророки о Сыне человеческом. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему.., и бивше убиют Его: и в третий день воскреснет» (Лук. 18, 31–33). А какпророки Божии по воле Божией так о Нем предсказали, и Он Сам соизволил все это твердо претерпеть, то почему вы, агаряне, отметаетесь такого человеколюбия и промысла Божия и поносите нас, которые веруем и исповедуем все это как совершившееся по неизреченному Божию совету? Разве мы все это предсказали о Нем и написали? Нет; но святые пророки Божии, просвещенные Духом Святым, предвозвестили это о Xриcте Спасителе. Какой срам и какое бесславие Христу и нам: – Ему, что Он так пострадал по воле Божией, а нам, что мы веруем этому и спасаемся поклоняемыми страстями Сына Божия? Не слышите ли, как Сам Христос поносит неверие учеников Своих, а в лице их всех, отметающихся того, что о Нем предсказано святыми пророками? В Евангелии от Луки Он говорит так:«о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы. Не сия ли подобаше пострадати Xриcту, и внити в славу Свою?»(Лук. 24, 25–26). Итак, вы, несмысленные и косные сердцем и неверные, которые не верите сказанному пророками о спасительных страданиях Xриcтовых, которыми Он прославился и вошел в славу Свою и в царство небесное. Мы же, верные, оказываемся у Бога мудрыми и спасаемся верою в Него. Спрашиваем вас: скажите нам, каким святым писаниям последуя, отметаетесь Христова Божества и сыновства, и спасительные страсти Его считаете для Него безчестием и бесславием, и нас укоряете и поносите? Этого вы показать не можете, Ибо Сам Xриcтос опять, святым Евангелием Своим заграждает вам уста, говоря:«ныне прославися Сыне человеческий, и Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, и aбиe прославить Его»(Иоан. 13, 31–32). Это Он сказал после того, как иуда-предатель, вставь с вечери, отправился к архиереям иудейским, чтобы предать им Xриcтa, так как они жаждали Его смерти, Поэтому и Господь наш Иисус Христос, желая пострадать за наше спасение и зная лукавое намерение иудеев с великим веселием воззвал к прочим своим ученикам:«ныне прославися Сын человеческий», и прочее. Видите ли, как Он крест, трехдневнуюсмертьСвою и прочие страдания называет и считает Своею славою и славою самого Бога Отца? Как же Он прославился? Прославился тем, что чрез спасительные Его страдания, чрез воскресение и вознесение на небо, излилась благодать и преподан дар Святаго Духа святым Его ученикам, а чрез них и всем народам, прелесть же богомерзкого идолослужения окончательно прекратилась, и всюду воссиял свет непогрешительного боговедения. В этом заключается слава Христова, то есть, в спасении человечества, от которого вы, по великому своему нечувствию, отпадаете без ума. Поймите же, что, иначе говоря, страсти Христовы составляют Его славу, а не безчестие, как вы неправильно думаете. Какими страшными знамениями прославил Его Отец Его небесный после того, как Он добровольно предал Себя беззаконным иудеям на распятие! Вися на кресте, по-видимому как бездыханный мертвец, Он тотчас превратил день во тьму, так что луна омрачила солнечный свет на три часа, земля вся страшно трепетала, камни распались, гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли и явились многим в святом граде Иeрycaлиме, как написано в святом Евангелии. Поймите же, какова страшная сила Распятого и преданного погребению. Неужели Он не мог и прежде Своего распятия совершить такие страшные знамения и привести в ужас сопротивляющихся Ему и погрузить их в пропасти адовы, как Дафана и Авирона? Воистину мог, как Бог всесильный! Если будучи бездыханным мертвецом, мог явить такие страшные знамения, то тем более мог бы сделать это, будучи жив, но Он хотел не яростию и неудержимым гневом, а кротостию, благостию и долготерпением обратить к Себе и спасти род человеческий.

Итак, познав из безчисленных чудес, какие сотворил Он Сам в зловерном народе иудейском, и какие совершил чрез учеников Своих по всей вселенной, и из страшных знамений, совершившихся в день распятия Его, благость Его и неизследимую Божественную силу, отступите от сатанинского, преданного вам отцами, неверия вашего и приступите с истинным покаянием к Спасителю Христу и Богу всех и просветитесь просвещением непогрешительного богопознания, возмите на себя иго Его – евангельский закон, и учение истинное и благое, и бремя Его легкое, то есть, спасительные Его заповеди, посредством которых души верующих слагают с себя тяжесть многообразного греха, и приемлют некрадомое богатство духовных дарований, чрез что соделываются жилищем Божиим, как обещал Сам Господь, говоря:«аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придема и обитель у него сотворима»(Иоан. 14, 23). Итак, если искренно хвалите божественное Xриcтово Евангелие и считаете его правильным и истинным, то позаботьтесь исполнять написанное в нем слово Xриcтово, то есть, заповеди Его, повеления и догматы об Отце и Сыне и Святом Духе, чтобы быть вам отселе домом Святой Троицы и чтобы были изгнаны из вас живущие в сердцах ваших лукавые и нечистые духи.

Преподобный Максим Грек

Написать комментарий