От скорбей происходит терпение, а от терпения опытность

От скорбей происходит терпение, а от терпения опытность

Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит
терпение, от терпения — опытность, от опытности 
надежда, а надежда не посрамит.
Рим.5:3-5.

Внимая учению апостольскому, мы в прошедшее воскресенье старались уяснить себе мысль, что не следует смущаться скорбями, встречающимися в жизни на пути спасения, не должно малодушествовать, испытывая скорби и бедствия, потому что от скорбей, по выражению ап.Павла, происходит терпение, а от терпения опытность (Рим.5:3-4).

Поистине опытность можно назвать дочерью терпения. Тот человек, которого жизнь дарит достатком материальных благ и телесным здоровьем, обыкновенно не вникает глубоко в себя. И нынче, и завтра, как всегда, пред ним есть все, в чем чувственная его природа имеет потребность. Он идет куда хочет, у него свой дом, на улице — почет, в теле — крепость здоровья, в расположении людей, в развлечениях — нет отказа. Предаваясь чувству довольства, счастливец забывает о своем бессилии: ему кажется, что он все может, что невозможность существует для других, а не для него. Он забывает о своей зависимости от Господа Бога. Кому же неизвестно, что сытые, веселые и здоровые посещают храм Божий реже, нежели убогие и нуждой гнетомые? «Пока гром не грянет над головой, безпечный не осенит себя знамением креста» — верное присловье нашего народа, взятое из опыта и наблюдений.

Человек, жизнь которого идет без скорби, мало думает о краткости земного существования. Всем известно, какие чертоги себе строит богач прихотливый. Эти дворцы напоминают собой храмы. Кому не известно, что люди без скорби себя считают умней, нежели они на самом деле. Под влиянием самомнительности, они легко забывают о высших потребностях своей бессмертной души, о небесных благах. Их религия — очень часто сброд странных соображений, плод несообразных увлечений. Таковы все, не испытавшие скорби.

Терпение же скорбей не дает человеку возможности самозабвения. Он и вчера, и сегодня, и всегда на страже, недремлющий и чутко прислушивающийся к голосу своей совести. На каждом шагу и в каждый час он сознает себя бессильным. Самым опытом он приходит к убеждению в непостоянстве и суетности земных благ. Он видит, как меркнет величие, как надувается и распадается спесь, как безнадежна крепость богатства, как скоропроходящи молодость и красота. Терпение скорбей научает усерднее молиться Богу и у Него искать помощи и подкрепления, на Него надеяться среди всяких бедствий настоящей жизни.

Христианин, ревностно подвизающийся на пути спасения, чем более испытывает печалей, тем более совершенствуется в духовной жизни. Страсть над ним бессильна. На горне терпеливого перенесения скорбей, под молотом горестной доли перековываются люди в тех сильных духом личностей, которые дорожат честным словом, пренебрегают щедрыми подачками лиц, ими не уважаемых, стоят за правду до потери всего своего состояния, даже жизни, плачут с плачущими и веселятся радостями других, которые сочувствуют горячо и всем сердцем благополучию других. На скорбном пути спасения человек-христианин усматривает и на себе самом испытывает, как Божия сила совершается в его немощах (2 Кор.12:9). Любящие ученики ап.Павла, добрые его знакомые сетовали и болели за него, зная о том, как много он терпит от лукавых людей. Апостол Павел, как подвижник Христов, слыша об этом сочувствии к нему, писал:
   Отец Милосердия и Бог всяческого утешения утешает нас во всякой скорби. Мы утешаемся, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении (2 Кор.1:3-4,7).

Вот, братия и сестры, что необходимо страдальцу: дружеское сочувствие.

Всегда бывает грустно, когда видим, как от человека, впадшего в несчастье, отворачиваются приятели, до той поры окружавшие его похвалами. Но подвижник Христов радуется, сознавая, что они отошли от него не потому, что он изменил добру, но по собственному малодушию и самолюбию. Мишура отпала от золота: золото становится еще светлее и драгоценнее.

Достигший опытности в христианских подвигах, св.ап.Павел писал своим друзьям:
   Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп.4:11-13).

Так приобретается, братия и сестры, опытность в терпении.

Опытность окрыляет благочестивого христианина надеждой. Благодушно переносящий скорби скоро из собственного опыта узнает справедливость слов пророка Давида в 117 псалме: «Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник; буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей и сильных мира» (Пс.117:6-10).

В высшей степени утешительно для честного человека это назидание великого, боговдохновенного певца. Честный человек пробивает себе путь жизни трудом, скорбями, лишениями. Ему не нужны покровители земные: они — смертные люди, они любят своих присных, они являются пред облагодетельствованным подобно языческим идолам.

Человек, привыкший путем покровительства сильных получать отличия, чины и титулы, возносится над своей средой, забывает Господа Бога и впадает в идолопоклонство, хотя в этом и не сознается. Такой человек не поймет слов апостола Павла:
   Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыдит (Рим.5:3-5).

Истинный подвижник ободряется надеждой даже и в такое время, когда, по-видимому, все против него: и люди, и земля, и воздух, и вода. Почему же ободряется? Потому что внемлет он приятнейшему голосу:
   Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (т.е. за правду, за любовь, за добро). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:11-12).

Но справедливо ли чувство надежды у христианина, не обман ли она, не мечта ли, навеянная недомыслием, гордостью и отчаянием? Надежда не постыдит, — уверенно говорит св.ап.Павел.

В следующей беседе еще раз вникнем благочестивым вниманием в эти слова ап.Павла:
   Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыдит!

Аминь

Протоиерей Валентин Амфитеатров 
О Кресте Твоем веселящеся


Написать комментарий