Хранение тела и души

Хранение тела и души

Известительное и объяснительное ваше писаньице, при маменькином приложенное, я, недостойный, во всякой исправности получил и, прочитавши оное, увидел, в каком вы состоянии и поныне находитесь и какими волнами обуреваемы от противомудрствущих особ. И вот вам вместо мнимой от них помощи обратилось нести претяжкий канон и крест терпения до изнеможения! Но что делать, видно, сколько не жить нам на свете, а все от событий учиться принадлежит и на свои самосмышления не полагаться, но во всем искать искусных советов, - во всем! А особливо же вам с маменькой, от немощнейших немощнейшим и от слабейших слабейшим, к которым пишу сие письмо.

 

О сем благодарение Господу Великодаровитому, что даровал вам чувство в Успенский пост к приуготовлению Святых и Животворящих Таинств! Но только жалко о том, что имела тонкое негодование на свою благодетельницу и искусительницу всего произволения и мудрования госпожу N, которая хотя и довольно по навету вражиему вас с маменькою во огорчение приводит, но от сего, кто расположится совершенно покровительству Всемогущего нашего охранителя и искупителя Господа Иисуса Христа, и по выслушании всех стропотных и язвительных произношений от противомудрствующего лица, претерпевши со благодушием все неприятности и оставшись при своем благостройном мудровании, воистину дерзаю рещи, что в подвиг ему вменится и приобряшет за сие себе значительное душе своей мздовоздаяние! Но только нам остается с вами молить и просить Премилосердаго Господа, дабы, по Своему неизреченному милосердию, даровал нам мужество и терпение.

 

Что вас совесть очень укоряла за принятие ее после причастия и более за то, что против чувств ласковость оказывали и что вы ту заутреню всю предрещали, - сие от врага всеобщего, потому что он ненавистник христианскому роду, а наиболее противу тех, кои хотят стяжать прияти внутрь защитителя и искупителя в виде тела и крови Господа нашего Иисуса Христа! То вы теперь и в будущее время, как познавши и испытавши на самом опыте его козни, брань и отягощения, опять старайтесь со тщанием и осторожностию приуготовляться.

 

А особливо яко девица, то и должна свои все чувства со всевозможностию хранить, а наиболее зрение и слышание. Ежели бы вы внимали себе и молитву устную держали - она бы вам не попустила заняться таковым бесчинным и соблазнительным смехом.

 

Но однако видите, как Господь милосерд, что и при таковом твоем худом приготовлении по приятии Св. Таинств ощутительно утешил и обличил внутренние скорби твои. А ежели старались приуготовлять себя по-надлежащему, то и сугубо утешены были! Это вам было попущено за ваше высокоумие и самомнение бесовским действом.

 

В означенное время представлялось вам, что на вас даже никто не смотрит. Бесовским действием и препагубнейшей гордостию и тщеславием питаемся! Вопрошу я вас, недостойный, что за таковое желание, для чего вам хотелось, чтобы на вас многие смотрели? И какое было бы удовольствие, что на вас все свои взоры обратили бы и смотрели? Воистину телесного удовольствия, кажется, не может быть. А душевному устроению тщеславие и высоко о себе мнение до избытка повредит, и ум осквернит, и тело в сладострастное ощущение вложит, - всю себя мыслию и чувствами осквернит и других, с похотию зрящих на вас и на ваше лице, и мыслию с вожделением похотевших, и, по Христову словеси, уже любодеевших в сердце своем ( Ср. Мф., V, 28). И так впадаем в обоюдный грех и сугубо за сие истязаны будем на страшном суде за таковые притыкания.

 

Таковую обоюдную опасность сознавай. Да соблюдем себя и прочих, юных и слабостию недугующих, дабы от зрения на вас не повредить. Помни то, что вы дева и обязаны девство свое непорочно сохранять: не только едино тело от действия блуда, но и ум, и сердце от скверных помыслов. От тех сладострастных мечтаний бывает и в теле движение. Но только смотри, моя любимая духовная дочь, не приими сих моих ясных доказательств себе в противоположную сторону, ибо я писал и объяснял вам еще не с тем, чтобы, от сего внявши, вдались бы в безмерную печаль и пагубнейшее отчаяние! - Премилосердый Господь да сохранит вас от сего. Я пишу сие для вашего смирения, дабы вы сами в себе не мечтали и не тщеславились тем, что я настоящая и целомудренная девица, но считали бы себя за мысленную блудницу. И сим много себя будем обуздывать не только от осуждения других, но и посмирнее о себе будешь мудрствовать è благодушее переносить находящие неприятности! И пагубнейшие мнения самосмышления тогда места не обрящут в вашей душе и всех чувствах.

 

А когда прилучится тебе чем маменьку огорчить, то поскорее припади к ее многотрудным стопам, о вашем воспитании потрудившимся, и проси прощения. Как только скоро понудишь себя, всячески облегчится совесть твоя и враг дьявол сам ся посрамится! А когда и паки закрадется паче чаяния мнение, то нисколько не медля объясни маменьке - и тотчас исцелишься, и вся тягость твоя облегчится!

 

На девчонку вы, хотя и намерения полагаете, дабы не браниться, нокак самовластием и надмением недугующая, по навыку паки побеждаетесь. А отчего? Оттого что к маменьке ни страху, ни благоговения достодолжного не имеете. А потому, никем не обузданная, и волю свою, и самосмышление употребляешь, и маменьку оскорбляешь, и себе повреждаешь!

Преподобный Лев Оптинский

 

Написать комментарий