Послесловие: Существует ли в России народное единство и как его достичь?

Послесловие: Существует ли в России народное единство и как его достичь?

31 октября 2019 года «Коммерсантъ» опубликовал статью «ВЦИОМ: большинство россиян сомневаются в народном единстве». Вот из неё некоторые выдержки: «Распределение респондентов, которые не видят единства, по городам: Москва и Санкт-Петербург - 59%; города-миллионники - 56%; города с населением 500-950 тыс. человек - 62%; города с населением 100-500 тыс. человек - 51%; города с населением до 100 тыс. человек - 50%; села - 54%.

На вопрос, почему они считают, что народного единства нет, большинство ответили: "каждый сам за себя” (30%), "народ живет в нищете” (21%) и "нет единой цели, идеи, патриотизма, сплоченности” (10%). Также люди объясняют это страхом власти, коррупцией. 5% считают, что государство "постаралось расколоть людей”...

По мнению людей, в российском обществе самые большие противоречия и самая серьезная неприязнь есть между: богатыми и бедными - 76%; руководящими работниками и рабочими - 61%; предпринимателями и наемными работниками - 57%; русскими и людьми других национальностей - 44%; рабочим классом и интеллигенцией - 39%», - отмечает «Коммерсантъ».

Хорошо известно, что ВЦИОМ сглаживает негативные моменты при публикации тех или иных сведений, но даже приведённых фактов и цифр достаточно, чтобы увидеть царящие в российском обществе нестроения. Поразительно, что значительное количество граждан даже не знает, почему именно 4 ноября по новому стилю выбрали для этого государственного праздника.

В этот день Русская Православная Церковь чтит чудотворную Казанскую икону Божией Матери. История Казанского образа неразрывно связана с именем святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России. Он был участником её обретения, составил сказание о священных событиях, очевидцем и которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани», написал службу этой святыне и знаменитый тропарь «Заступница Усердная...»

Великим подвигом святителя Ермогена стало стояние за Русь в Смутное время. Он одним из первых встал на защиту нашего Отечества и Православной веры от нашествия польско-литовских захватчиков. Именно он писал воззвания к Русскому народу и благословил на брань с завоевателями ополчение под руководством князя Димитрия Михайловича Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. Осажденные в Москве поляки не раз посылали к Патриарху послов с жёстким требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к Русскому народу, благословляя довести до победного конца освободительную войну против завоевателей. Более девяти месяцев томился святитель в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года наступила его мученическая кончина от голода.

В августе 1612 года народное ополчение наголову разбило польскую армию под Москвой, а 22 октября/4 ноября 1612 года полностью освободило Москву от вражеских оккупантов. Русские ополченцы Крестным ходом вошли в Кремль, неся впереди Казанскую икону Божией Матери - главной Заступницы Русской Земли. С 1649 года этот день стал Всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, защитившей Россию в Смутное время.

Тревожное время переживаем мы в наши дни. Это ясно показывают приведённые выше статистические данные. Налицо - общее недовольство народа положением дел в стране.

Граждане, которые заявляют, что народного единства нет, несомненно, правы. Причём государство само возбуждает такие настроения. Одна за другой идут «реформы», которые работают именно на разъединение людей. Усиливается наступление на социальные права большинства граждан. При этом непрерывно растёт неравенство в обществе.

Согласно последним данным, в России 246 тысяч долларовых миллионеров и миллиардеров, а более 70 миллионов человек - 50% населения - фактически нищих. Национальное богатство почти полностью принадлежит нескольким процентам населения, а подавляющее большинство граждан лишены к нему доступа. «По итогам первого полугодия естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) достигла в России почти 200 тысяч человек. Такие оперативные данные обнародовал Росстат... В правительстве уже заявляли, что потери населения становятся в РФ катастрофическими», - сообщила «Независимая газета» в статье «В России - очередная демографическая катастрофа».

Согласно данным того же Росстата, средств только на еду и одежду хватает у 48,7% населения; средств только на еду - 15%. Имеется также большое расслоение между городом и деревней, связанное с неравноценностью доступа к жизненным благам.

Многие эксперты считают, что в таких обстоятельствах сама идея народного единства представляется натянутой. Какое может быть единство в явно формирующемся кастовом обществе?

Но это не главное. Единство между людьми может быть только в Истине. На Руси всегда жили правдой и верой. В XVII веке единство народа зиждилось на твёрдом основании истин Святой Православной веры: «Всегда в судьбах нашего Отечества нераздельно жили и шли вместе и вера Христова православная и внешний рост и устроение государства. Вера Христова, как душа в теле, поддерживала и укрепляла тело целого Государства Российского. И возлюбил народ Русский веру Христову и ревниво оберегал её даже до неизменности в букве; возлюбил он и правду Божию более правды мирской и искал её в своих правителях и князьях; желал народ, чтобы и во всей жизни русской сияла правда Божия и вера Христова и смиренно нёс он труд и повинности на благо государства и не искал себе никаких других прав, кроме права хранить свою веру, да любить своего Государя, как поставленного Богом блюсти на земле правду Божию и закон. Стала Русь поистине святой, а народ русский поистине народом Богоносцем», - писал в начале XX века архиепископ Феодор (Поздеевский), ректор Московской Духовной академии.

О каком подлинном единстве всех граждан России можно сегодня говорить, когда Истина почти везде отвергается, а почти повсюду господствует ложь?

Компрадорская «элита», личные интересы которой лежат за пределами нашей страны, никогда не приведет Россию к благоденственному, мирному житию и процветанию. Эти люди не будут заботиться о развитии отечественной экономики и других сфер народного хозяйства. Их интересы противоположны национальным интересам нашей Родины.

Как это ни печально, но сегодня нет национальной идеи. А для России эта идея может быть только неразрывно связанной с Православием. Говоря евангельским языком, сегодняшнюю Россию можно уподобить дому, построенному на песке: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 27).

Тем, кто всем сердцем любит Россию должно быть ясно: без покаяния и молитвы мы просто-напросто пропадем. Необходимо возродить дух, а прежде понять, что без помощи Божией мы - ничто! Сегодня, как никогда нужна непрестанная горячая слезно-покаянная молитва ко Господу, к Заступнице Усердной рода христианского - Матери Божией и святым, имеющим великое дерзновение о России пред Богом - священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России; святому Царю-мученику Николаю II Александровичу и всем святым Царственным мученикам; всем новомученикам и исповедникам Земли Русской, святому праведному Иоанну Кронштадтскому и другим угодникам Божиим.

«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом и тогда Бог примирится с нами... Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчайше всех народов земных - обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила», - эти слова великого Кронштадтского пастыря как будто обращены к сегодняшним поколениям русских людей. Только так может родиться единство в государствообразующем Русском народе, в котором, по слову священномученика архиепископа Феодора: «Всегда уживались полная терпимость ко всем иноверным, проживавшим в стране, и горячая преданность своей Православной вере. Об этом ясно говорит вся наша история». Лишь тогда можно будет говорить о всеобщем народном единстве.

Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель

Написать комментарий