НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ СЫР В МЫШЕЛОВКЕ?

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ СЫР В МЫШЕЛОВКЕ?

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которому среднее образование в России может стать частично платным. Закон был принят Госдумой 23 апреля 2010 года и 28 апреля одобрен Советом Федерации. Общественность уже шумит о том, что в России «вводят платное образование» и подсчитывает, сколько будет стоить месяц учебы в обычной школе. На деле все не так просто.
Как следует из названия закона, касается он не только школ. Речь идет о возможности изменения «правового положения» для учреждений образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, спорта и прочих бюджетных организаций. У каждого из этих учреждений есть своя функция, которую определяет специальное госзадание. Задание школ - учить, больниц - лечить и т.д. Объем учения, лечения и т.д. определяют соответствующие стандарты. Если речь идет о школах, то это - Федеральный государственный образовательный стандарт. Сейчас он включает в себя все предметы, к которым мы привыкли: математику, физику, астрономию, химию, биологию, историю, иностранный язык, географию, русский язык, литературу, физкультуру и информатику. Но если какая-то школа по просьбам учащихся захочет ввести дополнительный предмет, например, «историю искусства Ренессанса», то этот предмет будет платным. Закон дает школам и другим бюджетным организациям право «выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях».
Выглядит, как всегда, вполне логично. Школа обеспечивает всем тем, что требует образовательный минимум. Хотите больше - платите. Но совершенно очевидно, что при наличии такого закона открывается обширная нива для экспериментов с этим самым образовательным минимумом. Протащат все-таки под каким-нибудь видом минимум, состоящий из физкультуры и ОБЖ, и вся средняя школа станет платной, потому что русский язык, математика и т.д. войдут в круг дополнительных предметов. Или другой вариант - снижение количества часов, отводимых на эти предметы. Например, два часа алгебры в неделю. Не успеваете - платите за факультатив. Да и какой нормальный родитель добровольно ограничит своего ребенка? Придется платит. Причем столько, сколько скажет школа. А если директор «жадный», а денег нет? А если в соседних школах нет этих факультативов, а стандарт тот же? И много других «если»
Кстати, вместе с изменением образовательного стандарта может измениться и объем финансирования. Об этом прямо написано в законе: «Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания». Дали школе задание - учить физкультуре и ОБЖ и дали на это сто рублей. Остальное берите по своему усмотрению с родителей.
А может быть и другой вариант. Образовательный стандарт остается тем же, что и сейчас, и по нему учат. Но теперь у школ есть официальное право «оказывать услуги, относящиеся к основной деятельности». И вместе с бесплатными предметами детям предлагают факультативы типа «углубленное изучение русской литературы» или «математика для любознательных». Именно на этих уроках детям будут даваться реальные знания и навыки, в то время, как основные станут профанацией. Кстати, именно этот аспект реализации нового закона больше всего волнует родителей. На бесплатных уроках дети будут учиться «абы как», а реальные знания получать только на платных.
Формально государство не складывает с себя обязательств по финансированию школ. Но Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования, считает, что «гарантии бюджетного финансирования снижаются вместе с этим законом». Происходит это именно благодаря формулировке о «госзаказе», который становится основополагающим. «Просто государственная поддержка превращается в госзазаказ», - комментирует эксперт. Все это, считает Демидов, приведет к снижению заработных плат учителей, нестабильности на рынке труда и перспективе становления многих учреждений банкротами.
Согласно закону все вышеперечисленные госучреждения могут быть казенными, бюджетными или автономными. Казенные - это тюрьмы, детдома, спецшколы и т.д. У них все затраты четко расписаны и контролируются. Эти организации такими и останутся. У школ есть выбор: быть бюджетными или автономными. Бюджетные получают полагающуюся им сумму и распоряжаются ей по своим статьям расходов, без строгой отчетности. При этом они могут вводить платные факультативы и получать свою прибыль с оговорками по распоряжению ей. Автономные же школы могу привлекать инвестиции, обучать учеников платным дисциплинам и совершенно свободно тратить прибыль. Это будут фактически самостоятельные хозяйствующие субъекты, контролируемые государством только по части реализации по-прежнему финансируемого госзаказа.
Мы решили поговорить с самим школами о том, какими они видят свои перспективы. Нужно сказать, что большинство директоров просто отказались комментировать эту тему. Многие просто еще не разбирались с законом, многие разобрались и настроены настолько скептически, что отказались что-либо комментировать. Некоторые директора школ просили не писать их имени. Так или иначе, мнение непосредственных руководителей школ, пожалуй, самая адекватная оценка нового закона.
Директор школы № 1282, Антонова Галина Ивановна:
Конечно, мы будем стремиться стать автономной школой. Это даст нам больше возможностей в сфере хозяйствования. Мы сможем привлекать не определенный свыше круг фирм и организаций, а выбирать сами. Но пока это вопрос требует детальной проработки и сказать точно, какой правовой статус выберет наша школа, я сейчас не могу.
Директор Центра образования № 109, Ямбург Евгений Александрович
Закон написан, как «казнить нельзя помиловать», то есть запятую можно поставить где угодно. С одной стороны, конечно, автономия заманчива, а с другой… Все дело таится в подробностях. Как директор я руками и ногами за самостоятельность. Для школ иметь свой бюджет и тратить по своему усмотрению - это то, что, как говорится, доктор прописал. Но такое предложение для тех регионов, где нет денег - полное фарисейство. Многие школы даже центрального региона это не потянут. Даже школы Москвы. А им очень хочется. Поэтому само направление, безусловно, правильное. Но что будет в области правоприменения - боюсь предположить. 
Директор одной из школ ЮЗАО
Я вот не знаю, чего ожидать дальше, после принятия этого закона. У меня полное ощущение, что это первый ком снега в гигантской лавине, которая накроет все российское образование. Школы примут решение об автономии, а чиновники примут решение об отмене финансирования для автономных школ. И что мы будем делать? Выбор небольшой - драть с родителей или объявлять себя банкротами. Я уже не говорю, что этот закон потенциально нарушает конституционное право каждого гражданина России на образование.
Директор одной из школ ВАО
Положительно то, что школам дали право на оказание дополнительных платных услуг. Для нашей школы, как одной из лучших в районе, это очень важно. У нас очень сильные педагоги, которые могут дать ученикам гораздо больше того, что предписано образовательным стандартом. У нас уже есть факультативы по истории искусств, хореографии, хоровому пению. В следующем году мы собираемся организовать кружок изучения философии. Теперь мы в законном порядке можем брать за это деньги. То есть каждый получает свое. И это пока единственный плюс, который я вижу в законе. А перейти на полную автономию… я не знаю, кто сможет. Для этого нужны специальные навыки, в том числе управленческие. А откуда они у бюджетников? И потом, закон написан очень тонко и в нем очень много лазеек. Мне кажется, многие школы просто побоятся. Ведь читать законы мы умеем и все эти лазейки прекрасно видим.

Написать комментарий