Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

«Господи, помилуй! – взываем мы к Богу при всякой нашей нужде в Нем. – Господи, помилуй!» Но сами милуем ли других? Если милуем, то Господь и нашу молитву услышит и нас помилует. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милостивые будут помилованы. Где же? Где всего нужнее и всего дороже помилование, там и будут помилованы, именно на Страшном Суде Божием. Да, милостивые будут там помилованы, не будут наказаны, не будут осуждены на мучения. Милостыня грехи покрывает, может очищать всякий грех (Тов. 12:9). Милостивым Господь дает особенную благодать ко спасению; скорее они исправляются, скорее раскаиваются и во грехах не умирают, как умирают часто люди немилосердные. Впрочем, и до Страшного Суда, в этой еще жизни Бог много милует милостивых. Где бы следовало наказать их непременно бедами и нуждами, Бог не наказывает или скоро, иногда тотчас, неожиданно от беды избавляет и в нужде явно помогает. Милостивые даже от смерти неминуемой иногда избавляются (см.: Тов. 12, 9). Именно блаженны, счастливы милостивые.

Какие же милости должен делать милостивый? Всякие и всевозможные. Да, кому есть нечего, того накорми. Кто от жажды истаивает, того напои. Кому одеться не во что, того одень. Кто в темнице заключен, к тому сходи или милостыню вместо себя к нему пошли. Кто болен, того посети, сходи узнать, что ему нужно, выздороветь помоги или по-христиански умереть приготовь. Кому похорониться не на что, того похорони или нужное все для того припаси. Кому негде главы преклонить, не у кого приюта, покоя найти, того в дом свой прими или где-нибудь успокой. Это дела милости телесные.

А вот другие милости, милости для души, духовные. Грешника увещевай, чтобы он исправился и грешить перестал. Неведущего научи истине и добру. Человека в опасности предостереги, в беде, в затруднении – совет хороший подай. Если сам кому в чем помочь не можешь, у Бога помощи тому проси; впрочем, и помогая, за всякого молись. Кто в печали, в скорби, в унынии – того ободри, утешь, успокой. Кто зло тебе сделал, тому не мсти, не воздавай злом. Кто тебя обидел, тому прости.

Впрочем, всех способов милования не исчислишь и всех случаев для подания милости не означишь. Различен образ милования и широка заповедь сия, говорит святитель Иоанн Златоуст. Делай милости всякие, какие только кому нужны, и всевозможные, на какие только способен ты. И не только делай милости, но и говори милостиво, и смотри милостиво. Иному иногда взгляд твой ласковый нужнее всякой помощи, речь твоя сладкая – слаще меда, слово доброе – дороже золота.

К каким людям надобно быть милостивым? Ко всякому человеку будь милостив, ко всем, кому только нужна милость, никого не исключая и ни на что в них не взирая – ни на вид, ни на звание, ни на жизнь, ни на дела, ни на какие-либо недостатки. Кто ближе к тебе, кого первого узнаешь, увидишь, встретишь нуждающегося, тому первому и делай милости, тому и помогай скорее, тотчас, не раздумывая.

Если нуждающийся по виду или по званию, или по жизни, или по делам, или по другому чему-нибудь человек самый низкий, ничтожный, презренный и ни малейшей милости недостойный, то и к такому будь по возможности милостив, снисходителен, ласков. Ах, их-то, этих по мирскому, человеческому суду низких людей, не стоящих никакой милости, внимания, и надобно всевозможно миловать, успокаивать, потому что они всего лишены, лишены последнего утешения, последней милости – милостивого к себе от людей внимания, благосклонности, снисхождения.

Так, слушатель благочестивый, будь милостив ко всем, всегда, всевозможно, всячески: и делай милости, и смотри милостиво, и говори милостиво, и суди милостиво, и молчи милостиво. Конечно, нелегко быть милостивым иногда к иным людям, потому что есть такие, на которых и взглянуть не хочется, не только что помочь. Но за то и награда какая великая тебе, когда окажешь милость этим людям: вечная милость от Бога, вечное помилование от праведного Судии. Да, на всю вечность милость от милостивого Бога за твою иногда, можно сказать, минутную милость, за одно слово доброе, за один взгляд ласковый, за одно суждение снисходительное или молчание благосклонное, за один стакан воды жаждущему, за одну лепту, вовремя поданную нуждающемуся. Именно мзда многа!

Итак, не взывать только к Богу будем: «Господи, помилуй», но и сами будем других миловать, всячески миловать, тогда и Он нам сделает всякую милость и, что всего нужнее и всего дороже, на Страшном Суде нас помилует. Аминь.

Проповеди протоиерея Родиона Путятина

Написать комментарий