У кого искать помощи против врагов видимых и невидимых?

У кого искать помощи против врагов видимых и невидимых?

I. В нынешний день великое, народное торжество было некогда в древнем Новгороде. Великое было торжество, но и величайшее совершилось чудо.
Однажды враги многочисленные и страшные приступили к этому древнему городу, обложили его отовсюду своею ратию, огнем и мечем грозили сокрушить его. Смутились и устрашились бедные новгородцы; ратныя силы их были невелики, средств к защите не было никаких, помощи ждать также было не от кого; что делать в таком положении? на что решиться? После долгих и многих совещаний и размышлений положили они наконец: прибегнуть к милосердому Господу Богу, обратиться с усердною мольбою к небесной Заступнице, возбранной Воеводе — Матери Божией. И вот целый народ подвигся на моление, стар и мал потекли в храмы Божии, на стогнах и распутиях раздались молитвенные вопли и стенания, жаркия слезы, теплыя мольбы потекли к небесам; — и, посудите, как важна, как много значит у Бога на теплой вере основанная, любовью поспешествуемая, надеждою воскрыляемая, единодушная, общественная молитва! — В одну ночь, после такой общественной, пламенной молитвы, архипастырь новгородский в сонном видении получил повеление изнести заутра на городскую стену икону, на которой изображена была Матерь Божия с воздетыми горе руками. Пробудившись, архипастырь принял это веление с несомненною верою и заутра, действительно, с подобающею честию, изнес на стену града святую икону и поставил оную лицом к молящемуся народу, когда началось молебное пение ко Пресвятой Богородице, враги, замыслившие сделать в это время решительный приступ к городу, вдруг смутились, смешались, дрогнули и, поражаемые невидимою силою, разсыпались и побежали! Слабой рати новгородской оставалось только поражать бегущих и собирать сокровища вражескаго стана; — и вот в Новегороде, за день пред сим унылом и скорбном, — теперь всеобщее веселие, восторг, торжество величайшее! Были пред ним враги для него непобедимые, — и они разсеяны, был голод и нужда, — теперь изобилие во всем; было уныние и страх, — вдруг радость и веселие несказанное! Так Матерь Божия спасла древних новгородцев от врагов многочисленных и страшных; так Она проявила им Знамение Своей чудодейственной помощи и силы; так и неоднократно спасала Она наше отечество в годину крамол междоусобных и в тяжкия нашествия врагов иноплеменных. Так же точно спасает Она и теперь всех нас, христиане, от всяких бед и злоключений житейских и от всех врагов наших и видимых, и невидимых. 


II. а) Окружали и утесняли древних новгородцев враги, окружают и угнетают и нас враги: видимые, общественные, семейные, житейские, с их злобою, ненавистию, мщением и зложеланием; — враги невидимые, с их искушениями и соблазнами, для нас по большей части почти незаметными, — с их стрелами разженными, во дни и в нощи против нас летящими. — Опасны враги видимые и трудно бороться с ними; еще опаснее враги невидимые и несравненно труднее противоборствовать им. — Воюет против нас наша собственная плоть с ея страстями и поползновениями, — и кто не знает, как трудно бороться с этим врагом домашним! Нападает на нас и мир с своими удовольствиями и очарованиями; — воюет непрестанно, сильно воюет против нас наш древний, злейший, непримиримый враг — диавол; — сетями невидимыми опутывает он нашу душу, соблазняет сердце, разжигает плоть, — и кто не чувствовал неотразимой силы его нападений! Так много и у нас врагов сильных, страшных, опасных! И не временное пленение готовят они нам; не в темницу временную ввергнут они нас; нет, разожгут для нас жаркия страсти наши — огонь геенский, несгораемый, скуют нас удовольствия мирския пленницами мрака вечнаго, низринет нас диавол в темницу адскую, в геенну вечную! Вот чем угрожают нам враги наши, — вот какия ужасныя последствия ожидают нас при нашей оплошности в войне с ними! Как же препобедить врагов этих лютых? Какими средствами избавиться от их нападений неотразимых?

б) Не было у древних новгородцев никаких естественных средств, чтобы избавиться от врагов, на них воевавших. Мало естественных средств и у нас, христиане, против врагов невидимых. Можно вооружаться разсудком против нападения страстей; но вооружение это слабо, ненадежно, и часто, часто изменяет нам среди самой битвы. — Можно вооружаться против соблазнов мирских твердостию воли, благодушным терпением, довольством своим положением; но похоть очес и гордость житейская легко ослабляют наше вооружение и, почти без сопротивления, восхищают нас в плен свой. Можно вооружаться против диавола — молитвою и постом; но молиться Богу — труд для многих утомительный, — бремя не легкое; молитвы наши, по большей части, бывают кратковременны, непостоянны, разсеянны и невнимательны; а посты от многих уже не считаются и христианскою обязанностию; есть и такие люди, что христианские посты находят для своего здоровья даже вредными, — вот как мы небрежем и злоупотребляем нашими единственными, спасительными средствами против злейшаго врага — диавола! Как же нам избежать его сетей, когда мы и выпутываться из них не стараемся?

III. Остается одно — обратиться, подобно благочестивым новгородцам, к милосердому Господу Богу; прибегнуть с искреннею мольбою к общей нашей Ходатаице и Молитвеннице Матери Божией! Она всем христианам Заступница усердная, Помощница скорая, Матерь любвеобильная! Она — всех обуреваемых пристанище; Она — страстей наших укрощение и помыслов погашение, Она — невидимых врагов мучение и лукавых духов прогонительница! к Ней-то, нашей милосердой Помощнице, обратимся и ныне и непрестанно будем обращаться из глубины души зовущи: Владычице, помози на ны милосердовавши, — потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщы, Тя бо и едину надежду имамы, — и будем верить при этом несомненно, что много может молитва Матери Божией к милосердию Владыки всех Бога; будем искренно надеяться, что и нам, недостойным, откроет когда либо Матерь любвеобильная чудо действенное Знамение Своей небесной помощи! Аминь. (Сост. по «Душепол. чтен.» за 1894 г., ноябрь).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 616-618.

Написать комментарий