СКВЕРНАЯ НОВИЗНА

СКВЕРНАЯ НОВИЗНА

О непоколебимом хранении Свящ. предания и догматов веры. Предание сохрани, уклоняяся скверных новизн слов. — Уклоняйся, говорит Апостол (посл.к Тимофею), — как будто ехидны, как скорпиона, как василиска, чтобы не уязвили тебя не только прикосновением, но даже взглядом, или дыханием. Слов, то есть, новых догматов, дел, мнений, противных старине и древности, в случае принятия которых необходимо должна рушиться вера блаженных отцев, или вся, или, по крайней мере, в большей части, и необходимо будет объявить, что все верующие всех веков, все святые подвижники,.. такое множество знаменитых городов и населений, столько народов, царств, наций, наконец почти вся уже вселенная, чрез вселенскую веру объединившаяся под главенством Христовым в одно тело, все в течение стольких столетий блуждали в неведении, ошибались, богохульствовали, не знали, во что веровали. Уклоняйся, говорит, скверных новизн слов: принятие их и следование им никогда не было делом православных, а всегда было делом еретиков.

Во всех почти еретических обществах введено как бы в обычай и поставлено в закон – услаждаться всегда непотребными новизнами, пренебрегать завещаниями древности и чрез возражения ложно так называемого ими разума претерпевать крушение в вере.

И тем более должно беречься и опасаться их, чем больше прячутся они под тень Божественного Закона. Они знают, что зловоние их едва кому может понравиться, если оставить его таким, каково оно есть, потому орошаются ароматом глаголов небесных, чтобы тот, кто легко презрел бы заблуждение человеческое, нелегко отвернулся от вещаний Божественных...

Но что говорит Спаситель? «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16). То есть, когда начнут они те Божественные изречения не только выставлять на вид, но и раскрывать, не только показывать снаружи, но и толковать, тогда почувствуется горечь,.. новаторский смрад, тогда обнаружатся непотребные новшества, тогда уже увидишь, что ограда разоряется, преступаются отеческие пределы, вера вселенская закалается, догмат церковный рвется на куски. «Таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:13-15).

Чего же не сделает бедненьким людям тот, кто на Самого Господа напал свидетельством из Писаний? Если, – говорит, – Ты Сын Божий, бросься вниз. Почему? Ибо написано…, – говорит (Мф.4:5-6). Что же касается до тех обетований, на которые указывал вслед за тем диавол, то еретики удивительно как навыкли обманывать ими людей простодушных. Они дерзают обещать и учить, что в их церкви (то есть в скопище их согласия) дается великая, особенная, должно быть, специальная какая-то благодать Божия, так что каждый, принадлежащий к ней, без всякого труда, без всякого усердия, без всякого старания, хотя бы не просил, хотя бы не искал, хотя бы не толкал, пользуется таким благоволением Божиим, что, будучи носим на руках ангельских, охраняем покровом Ангелов, – никогда не может «преткнуть о камень ногу свою», никогда не может обмануться.

Итак, мы крайне должны бояться греха изменять веру и нарушать Православие. Нас предостерегает от этого не только благочиние церковной практики, но и приговор Апостольского авторитета.

Всем известно, как сильно, как грозно, как настойчиво порицает блаженный апостол Павел тех, которые с непостижимым легкомыслием так скоро от Призвавшего их в благодать Христову перешли к иному благовествованию, тогда как благовествование не может быть иным (Гал.1:6-7); которые избрали себе учителей по своей прихоти, отвратили слух от истины, обратились к басням (2Тим.4:3-4) и подлежат осуждению за то, что отвергли прежнюю веру (1Тим.5:12). О людях обольстивших их тот же Апостол пишет в Послании к римлянам: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим.16:17-18). Они «вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:6-7); они «пустословы и обманщики, развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит.1:10-11), – «люди, развращенные умом, невежды в вере» (2Тим.3:8), «гордые и ничего не знающие, но зараженные страстью к состязаниям и словопрениям» (1Тим.6:4)... Их «непотребное пустословие» много споспешествует нечестию, «и слово их распространяется как рак» (2Тим.2:16-17). Хорошо, однако, что далее пишется о них: «но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми» (2Тим.3:9)...

Апостол Павел, употребив весь авторитет своей апостольской власти и с крайней строгостью определил: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Это апостольское узаконение касательно неизменности веры постановлено для всех времен. Следовательно, возвещать христианам православным что-нибудь такое, чего они прежде не приняли, никогда не позволялось, никогда не позволяется, никогда не будет позволяться, и анафематствовать тех, которые возвещают что-либо кроме раз навсегда принятого, всегда должно было, всегда должно, и всегда будет должно.

Для чего же, спросит кто-нибудь, часто попускает Бог, что некоторые знаменитые в Церкви лица возвещали православным новое? «Ибо, – говорит Моисей, – чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, – или нет, – от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1-3).

Итак, все истинно православные должны знать, что их долг вслед за Церковью принимать ее учителей, а не вслед за учителями покидать веру Церкви...

Подлинно и истинно православен тот, кто к Церкви, кто к телу Христову, кто к истине Божией привержен всей душой, кто выше Божественной религии, выше вселенской веры ничего не ставит: ни авторитета, ни любви, ни дарований, ни красноречия, ни философии какого-нибудь человека, но, презирая все это и пребывая в вере твердым, постоянным, непоколебимым, считает долгом своим содержать только то и верить только тому, о чем известно, что это с древности согласно содержала вся Церковь вселенская.

Преп. Викентий Лиринский

Написать комментарий