Расклад сил в Кипрской Церкви: за и против признания ПЦУ

Расклад сил в Кипрской Церкви: за и против признания ПЦУ

В новостях прошлой недели несколько раз упоминались архиереи Кипрской Православной Церкви.

Сперва митрополит Киккский Никифор назвал решение Вселенского Патриарха даровать автокефалию ПЦУ «неканоничным», затем стало известно, что митрополит Фамагусты Василий на Фанаре сослужил с Евстратием Зорей, наконец, митрополит Морфу Неофит выразил в одном из своих выступлений поддержку Онуфрию. Все это говорит о том, что в епископате Кипрской Церкви нет единства по вопросу ПЦУ, он разделен на две партии – пророссийскую и проконстантинопольскую. При этом важно понимать, что пророссийская партия, при всех ее симпатиях, никогда не будет открыто выступать против Варфоломея — этого не позволит сделать солидарность, которую у нас часто именуют «греческой», но которая самими греками воспринимается как традиционное духовно-церковное единство вокруг кафедры Второго Рима.

Епископат КипрПЦ состоит из 17 действующих архиереев (все они являются членами Священного Синода): предстоятель архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, 9 управляющих митрополиями, 3 архиерея, управляющих викариатствами внутри митрополий, 2 епископа-настоятеля крупных монастырей, 1 викарий-помощник предстоятеля, 1 епископ, представляющий Кипрскую церковь при ЕС. Может показаться невероятным, но до недавнего времени (2010 года, когда была принята новая редакция Устава), на Кипре было только 7 епископов, из-за чего считалось, что синод этой Церкви не обладает полнотой власти, поэтому для решения важных внутренних вопросов для наличия кворума (15 епископов) привлекались архиереи из близлежащих поместных Церквей. Кстати, в 2006 году именно патриарх Варфоломей, а не синод КипрПЦ, объявил, что из-за продолжительной болезни Хризостома I кафедра предстоятеля вакантна и необходимо приступить к избранию нового архиепископа.

Наличие двух партий в епископате — не только результат русской церковной дипломатии, но и последствия внутреннего противостояния. Иными словами, сторонники Москвы часто составляют оппозицию архиепископу и по внутренним вопросам.

Пророссийская партия — это архиереи, связанные с Россией на личном уровне. Это, в первую очередь, митрополит Тамассосский и Оринийский Исайя, выпускник МДА, построивший в своей епархии гигантский собор в русском стиле на щедрые пожертвования питерского бизнесмена В.А. Заренкова. Духовник и покровитель Исайи митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (один из самых влиятельных кипрских архиереев) регулярно выступает в поддержку УПЦ и идеи проведения собора предстоятелей. С ним солидарен митрополит Лимассольский Афанасий, который, впрочем, традиционно осторожен в выражениях. К этой компании недавно присоединился митрополит Морфу Неофит. И Афанасий, и Неофит поддерживают УПЦ во многом из идейных соображений и своей приверженности канонам.

В противоположном лагере сам архиепископ Хризостом, которого трудно назвать русофилом, его товарищ митрополит Пафосский Георгий, викарий архиепископии епископ Месаорийский Григорий, а также митрополит Констанции и Аммохоста (Фамагусты) Василий, самый либеральный архиерей КипрПЦ, выпускник Фрибургского университета.

Насчет остальных архиереев можно только гадать. Вероятно, ревнители канонов (типа митрополита Тримифунтского Варнавы) примкнут к первым, а люди с европейским образованием (типа митрополита Китийского Нектария) — ко вторым.

Отдельно стоит сказать о влиянии русских денег, которое часто переоценивается. Сам факт того, что некий русский бизнесмен помогает той или иной епархии, еще не делает епископа, принимающего помощь, русофилом. Например, на деньги Владимира Потанина был построен храм Рождества Христова в родной деревне архиепископа Хризостома II недалеко от Пафоса, но это не делает ни самого архиепископа, ни митрополита Пафоса «проводниками русского влияния». Да и в целом, благодаря политике ЕС, объем русских денег на Кипре в ближайшие годы будет только сокращаться.

Еще один аргумент не в пользу Русской (Украинской) Церкви - совершение богослужений в Кипрской Церкви на новоюлианском календаре, "усовершенствованной" версии католического григорианского. На этом же календаре служили и служат Константинопольский патриархат, а также уже признавшие раскольников ПЦУ в качестве "украинской церкви" предатели из Элладской и Александрийской Поместных Церквей. Как известно, неверный в малом, неверен и во многом. Потому и особо надеяться на верность Православию Кипрской Церкви не стоит. Вслед за своими братьями-греками, многие киприоты (вполне возможно возглавляемые Хризостомом) могут также просто встать на сторону украинских раскольников. Ведь первый шаг к предательству Православия - служение на новоюлианском календаре - был сделан ими уже давно.

По информации https://reltoday.com/news/rasklad-sil-v-kiprskoj-cerkvi/
подготовил Александр Павлов

Написать комментарий