Святая Церковь – наша благодатная мать

Святая Церковь – наша благодатная мать

 Братие мои! Все мы зачинаемся в беззакониях, и рождаемся во грехах; а это такое несчастие, пред которым все преимущества и дары нашей природы гибнут. Какая польза, что ты человек, если в то же время ты грешник неоправданный? «Чада бывают мерзска, чада грешников; и аще родятся, на клятву родятся, аще умирают, в клятву разделены будут» (Сир. 41; 8,12). Что за радость человеку жизнь, над которою тяготеет вечное проклятие? Ах, если бы у нас было одно естественное рождение, то мы были бы несчастнее всех тварей! Если бы отцы и матери рождали детей только на грех: то лучше бы в целом мире никому не быть отцом и матерью! Если бы дети рождались только грешными, без надежды оправдания и освящения, тогда о всех вас надлежало бы сказать то же, что Спаситель наш сказал об одном человеке: лучше было бы, если бы тот человек не родился! Но когда ваше дитя возбуждает одну жалость без надежды помочь ему обыкновенными средствами человеческими, тогда к нему и к вам спешит на помощь святая Церковь. Тогда является она истинною и богоучрежденною матерью и приемлет в свои объятия мать и дитя тотчас по рождении. Когда родившая и рожденное страждут, и когда при этом зрелище ваша душа находится в тягостном, иногда крайне сомнительном положении, тогда святая Церковь с нежнейшим участием входит в ваше положение. Вы спешите к врачам телесным; она, благословляя ваши попечения, обращается к Целителю всемирному и молит Господа Вседержителя, чтоб Он был Сам Врачом родившей: чтобы сохранил душу и тело ее от крайнего изнеможения, которое теперь весьма естественно; и чтобы скорее восстановил ее от одра болезни. Святая Церковь умоляет Владыку жизни, чтобы Он поставил небесных стражей у болезненного одра матери; оградил почивающую на нем светлыми и сияющими Ангелами, и хранил ее — больную и слабую — не только от враждебных сил невидимых, но вместе от злобных, завистливых и презорливых взглядов людских. После сего вы можете не просто успокаивать вашу больную; нет, — вы должны с благоговением приступать к одру ее: потому что здесь не вы одни, а есть лучшие вас, светоносные существа. Что можете вы находить особенного в этой колыбели, в которой первый раз после утробы матерней упокоился ваш новый семьянин? Ничего, кроме обыкновенного приюта, какой вы дали слабому из слабейших существ. Святая Церковь, при взоре на колыбель дитяти, воспоминает ясли, в которых возлегал Искупитель наш, «яко Младенец, и яко Детище был восприемлем». Она умоляет Господа собственным Его младенчеством соблюдать вашего младенца «от всякого яда, от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго». Она молит своего и вашего Спасителя, чтобы Он и вашу мать и ваше дитя «покрыл кровом крыл своих, якоже кокош покрывает птенцов своих» (молитвы в 1-й день по рождению). Ах, братие мои, может ли быть важнее сих попечений Церкви? Может ли что сравниться с ее материнскою любовью и усердием к вам? — Святая Церковь начинает возрождение младенца наречением ему имени. Нарекая святое имя, Церковь выражает то действие, которое совершалось над Искупителем в восьмой день по закону Моисееву, и тем самым старается ближе поставить вашего младенца к его и вашему Спасителю. Вы много дорожите именами отличий, какие доставляет вам общество; вы говорите, что имя дает человеку вес и значение в свете. Разве имя церковное не дает значения вашему дитяти? Оно есть у него первая собственность, которая останется с ним на всю жизнь; оно для вас неоднократно будет служить единственным выражением нежнейшей любви и привязанности вашей. Получая имя, ваш новорожденный получает себе представителя на небе, молитвенника за себя пред престолом Божиим, — получает Ангела хранителя своей жизни, который неусыпнее вас, который нежнее и усерднее к его спасению и безопасности, чем вы, земные отцы и матери; который разделит с вами все ваши земные, попечения о дитяти и прибавит к вашим свои небесные молитвы. К именам сынов и дочерей своих вы прибавляете фамилии ваши собственные, фамилии ваших предков, — особенно если эти предки славны. Разве менее важны и знамениты те святые фамилии, которые дает Церковь вашим детям? Вы непрестанно слышите славные имена Павлов, Иоаннов, Александров, Екатерин, Марий и множество других: разве это пустые звуки? Нет ближайшего для нас напоминания о Церкви небесной, как ваше имя, для дитяти оно есть истинный узел, связующий его с небесною Церковью, и потому — истинное благодеяние Церкви. —Когда вы помышляете о том, как бы устроить домашний праздник в честь нового семьянина вашего, Церковь заботится устроить торжество, гораздо важнейшее и для вас и для него, — заботится совершить великое и пренебесное таинство Святого Крещения. И здесь-то собственно является она матерью, рождающею Христианина; потому что Крещение есть наше духовное рождение, есть торжество благодати Божией, о котором бывает радость на небеси пред Ангелами Божиими. Может быть, ты не раз приготовляла душистые воды, чтобы погружать в них юного любимца души твоей; но что значат твои воды перед освященною водою, в которую святая Церковь погружает твое дитя? Те не могут омыть ни одного пятна болезненного на теле младенца, и худо укрепляют слабые члены его; вода Святого Крещения омывает древнюю, закоренелую болезнь нашу, омывает первородный грех. В таинстве Крещения человеку возвращается его первобытная невинность и святость, которая потеряна еще в раю. Таинством Святого Крещения крещаемый освобождается из темной области сатаны, и причисляется к сонму чад Божиих. В таинстве Крещения он сочетавается Искупителю и Творцу своему, приемлет Его образ, прививается к Нему, как юная ветвь к древу жизни. Словом, он весь пересозидается. Чело, орудия зрения, слуха и обоняния, перси, руки и ноги — все знаменуется в нем печатию дара Духа Святаго в таинстве Миропомазания. Самая одежда крещаемого, — простая и безыскусственная, цвета самого естественного — белого, получает в таинстве Крещения, характер высший и священный: она есть выражение чистой и оправданной души, паче снега убедившейся; есть указание на, одежду нетления, на облачение в заслуги Искупителя и Господа нашего: «спицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». — В сороковой день по рождении, св. Церковь действием воцерковления спешит сретить ваше дитя и мать во храме Божием подобно тому, как Искупителя нашего Симеон и Анна сретили в храме Иерусалимском. Действием воцерковления Церковь отверзает новорожденному вход во святой храм, и вводит его туда, как в новую вселенную, созданную и освященную Кровью Искупителя нашего. "Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему", — говорит при сем иерей. Действием воцерковления Церковь поставляет новорожденного среди избранных Божиих, и причисляет к лику певцов бесплотных, да славит и воспевает Зиждителя всяческих: "посреде Церкви воспоет Тя". Действием воцерковления Церковь спешит представить младенца алтарю или престолу Божию в знак того, что здесь происходит новая встреча и приветствие младенца с Господом, и что отселе ваше дитя есть святая жертва, принесенная вами Богу. После сего вы можете предаваться всей родительской нежности к своим детям. Из любви к вам святая Церковь употребила сильнейшие средства (ибо ничего нет сильнее Таинств ее), чтобы даровать высшую жизнь дитяти вашему, — и даровала, оправдав его, крестив его, просветив, миропомазав, освятив и омыв во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Что такое теперь для вас дитя ваше? Он есть родной сын уже не вам одним, а вместе благодатный сын Господа, друг святых Божиих, дитя Церкви Божией, семьянин целого мира Христианского; потому что каждый Христианин, кто бы он ни был, где бы ни жил, — по духу Христианства обязан также пещись о нем, как о собственном детище. Что такое дитя ваше? Возрожденное Церковью, оно есть существо лучшее и светоноснейшее вас — есть ваша святыня, с которой вы должны обращаться не только с любовью и ласками, но и с великим уважением. Может статься, что вы давно уже потеряли святость Крещения, какую сообщила вам Церковь, и благодать Божия уже отступила от вашего дома. Теперь она опять вступила в дом ваш с вашим новорожденным, почивая на нем и готовая почить на всей вашей семье.
   (Из "Бесед"Я. К. Амфитеатрова)

Написать комментарий