О приготовлении христиан к достойной встрече праздника Рождества Христова

О приготовлении христиан к достойной встрече праздника Рождества Христова

Христос с небес, — срящите!

I. Что же нужно для сретения сего высочайшаго Посетителя душ? Как приготовить душу свою к приятию сего дражайшаго Гостя?

II. а) Прежде всего нужно, братие мои, очистить душу свою изгнанием из нея всех грубых и нечистых помыслов и вожделений сердечных, отвержением и попранием плотских похотей и страстей. Для того и пришел в мир Единородный Сын Божий, чтобы сотворить нас чадами Божиими, языком святым, царским священием, людьми обновления; как же будет для Него оскорбительно, если мы и теперь явимся пред Ним в древней нечистоте греховной, чадами тьмы, а не света? Для того он и смирил Себя и возлег в яслях, чтобы вселиться и обитать в нас, приити к нам и вечерять с нами во внутренней храмине души нашей; как же будет Ему прискорбно, если эта бедная храмина будет исполнена нечистоты и смрада греховнаго, — если душа наша явится на эту вечерю не в одеянии брачном, а в нечистом рубище страстных вожделений и житейских сластей. Да изгонится же из сердца нашего, из самой памяти и воображения все злое, нечистое, греховное, чем оскорбляется любовь Божия, чем безчестится в нас великое и поклоняемое имя Христово, за что отвращается от нас благоволительный взор Отца небеснаго. Сократим по возможности в эти предпразднственные дни и самыя попечения житейския, излишния и суетныя, ненужныя и безполезныя, чтобы не отвлекать ума и сердца своего от помыслов святых и чувствований благоговейных. Не излишество яств и питий сделает для нас праздник Христов радостным и приятным, а благодать Божия, утешающая душу, услаждающая и веселящая сердце. Не светлыя одежды могут сделать нас достойными непостыдно явиться пред лицем Господа, а чистая совесть, непорочное сердце и светлое одеяние добрых дел. Так, очистим душу свою, и она достойна будет не только узреть Господа в Его уничижении и славе, но и принять Его внутрь себя.

б) Чем украсить свою душу ко сретению грядущаго с небес? Благоговейными помыслами и чувствованиями, святыми намерениями и желаниями. Да вознесется она во сретение грядущаго с небес Господа на крылах усердной и теплой молитвы, да не презрит Он и нашего недостоинства и нечистоты, как не презрел погибавшаго во грехах рода человеческаго: да подаст нам благодать и силу возлюбить Его всем сердцем своим и ходить во всех заповедях Его безпорочно во все дни живота нашего; да приидет и вселится в нас Сам, как благоволил обитать в убогом вертепе и возлежать в яслях, да обновит, очистит и освятит нас Своею благодатию, да будет Он в нас и мы в Нем.

в) Да не явишися тощ пред лицем Господа Бога твоего, — так заповедано было древним, чтобы они, являясь в храм Божий во дни св. праздников, приносили дары свои в жертву Господу. Нужна благоприятная жертва и от нас, как деятельное свидетельство нашей покорности, благодарности и любви ко Господу. Эта богоугодная жертва христианская есть всякое благое дело любви к ближнему, которое, по слову апостола, приемлется Богом в жертву благоприятную, в воню благоухания; это — чистое и безкорыстное служение Господу в лице наших ближних, которое Он по милосердию Своему вменяет Самому Себе. Принесем и мы Человеколюбцу Господу, милосердия ради Себе истощившему, эту жертву любви и милосердия к ближнему. Пусть в память нищеты и убожества Иисусова по-возможности облегчится и восполнится нами недостаток и скудость нищих и убогих, чтобы и убогий брат наш в светлый день праздника вкусил утешения и радости, ради той великой радости, которую благовестили людям св. ангелы. Пусть в воспоминание наготы Божественнаго Младенца, повитаго пеленами, прикроется нами нагота тех, которые не имеют чем прикрыть и защитить свое тело от холода. Пусть в память убогаго странничества Иосифа и Марии, принужденных искать себе пристанища в вертепе безсловесных, зане не бе места имь во обители, введется в дом наш убогий странник, упокоится под кровом нашим безродный сирота или безприютный старец, не имущие где главы преклонити. Пусть в благодарность за избавление нас от вечных, нерешимых уз адовых, если не разрешатся, то облегчатся утешением и состраданием нашим узы тех, которые, связав себя преступлениями, побудили правосудие связать их узами темницы. Пусть в память воспетаго ангелами мира услышат из уст наших слово мира и прощения те, которые имели несчастие, по навету диавола, оскорбить нас словом или делом.

III. С такими мыслями, чувствованиями и делами желаем, братие, и себе и вам сретить великий и просвещенный день Господень: да возсияет Он в сердцах наших светом чистой и святой радости о Господе (Сост. по проп. Димитрия, архиеп. херсон., т. I, стр. 376).

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том второй. Второе полугодие. (375 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 743-744.

Написать комментарий