НАС ЖДЕТ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОДИФИКАЦИЯ ЦЕРКОВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

НАС ЖДЕТ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОДИФИКАЦИЯ ЦЕРКОВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

Не так давно на сайте «Богослов.Ру» появилась апробационная статья иерея Игоря Константинова, студента III курса МДА, соискателя ученой степени кандидата богословия, посвященная вопросу прагматической оценки церковно-законодательных актов Русской Православной Церкви в аспекте унификации и кодификации.

В начале статьи автор констатирует, что в Православной Церкви накопилось много правовых актов. Он предлагает упорядочить их, применяя для этого теоретические наработки современной юридической практики: учет, инкорпорацию и консолидацию.

Далее автор поясняет суть этих терминов. «Систематизация нормативно-правовых актов в форме инкорпорации выражается в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов. В сборниках действующих церковно-правовых актов их тексты должны публиковаться НЕ В ТОЙ РЕДАКЦИИ, В КАКОЙ ОНИ БЫЛИ ПРИНЯТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПРАВОТВОРЧЕСКИМ ОРГАНОМ, а с учётом последующих изменений и дополнений».

Иерей Игорь объясняет, что «в процессе действия любой правовой акт, как правило, претерпевает определенные изменения, дополнения: ЧАСТЬ ЕГО ПРЕДПИСАНИЙ УТРАЧИВАЕТ СИЛУ, акт дополняется новыми предписаниями либо вносятся какие-либо коррективы в его первоначальные нормы. Поэтому нецелесообразно включать в сборник акт в первоначальном виде, не отразив его последующих изменений, дополнений. Такой акт будет неудобен в пользовании. Чтобы установить норму, которой следует руководствоваться в том или ином случае, нужно будет всякий раз просматривать всю совокупность дополняющих и изменяющих его актов».

Затем он дает практические рекомендации по инкорпорации церковных правовых актов. «Прежде чем поместить церковно-правовой акт в сборник, сотрудниками учреждения нужно осуществить его внешнюю обработку:

удалить из текста отдельные статьи, пункты, абзацы, УТРАТИВШИЕ СИЛУ, и, наоборот, включить в него все последующие изменения, дополнения с указанием ссылок на акты, внесших такие изменения или дополнения;

– исключить из акта те его части, которые не содержат нормативных предписаний, сделав отметки о причинах отсутствия в тексте таких его частей;

в целях экономии, возможно, убрать сведения о лицах, подписавших нормативный акт».

По мнению автора, сохранение неизменным содержания акта является характерным признаком инкорпорации, который отличает его от более сложных в творчески-организационном плане видов систематизации, таких как консолидация и кодификация.

Далее иерей Игорь объясняет в чем заключается консолидация. Консолидация это сведение всех нормативных актов в один укрупненный акт. По мнению автора «новый укрупненный акт способен полностью заменить вошедшие в него акты, в случае принятия его Архиерейским Собором».

При этом объединенные правовые акты редактируются по принципам литературной редакции. Т.е. устраняются противоречия, повторы, объединяются в один пункт похожие по смыслу предписания.

Наконец, священник Игорь переходит к высшему в творчески-организационном плане виду систематизации – кодификации. «Под кодификацией понимается деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового нормативно-правового акта».

Кодификационные акты имеют различные названия: Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение и т.п. Кодификация это такая форма упорядочения, в ходе которой на смену многим правовым актам приходит один.

«Кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу и недействующих правовых актов. В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера и тем самым решается проблема расчистки законодательства от устаревших и малоэффективных норм».

В настоящее время прот. А. Степанченко заявляет о необходимости очередной существенной кодификации церковного законодательства Русской Православной Церкви. По его мнению, она должна отразить глубинные изменения общественных-политических и церковно-государственных отношений. По мнению священников Константинова и степанченко, кодификация церковного права должна затронуть все без исключения области церковного действующего права.

Согласно признанию иерея Игоря, «Кодификационный акт, объединяя в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование в своей сфере. Он содержит в себе обязательный элемент новизны, поскольку при кодификации вносятся значительные новые элементы в правовое регулирование определенного круга дел, восполняются пробелы в законодательстве».

Одной из форм кодификации являются Основы. «Основы законодательства – юридически цельные, внутренне согласованные правовые акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные с максимальной полнотой урегулировать определенный круг отношений».

К категории «Основ» иерей Игорь относит «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви» и «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В период 1945-1990 гг. основой для современной канонической оценки межхристианских отношений стали по свидетельству Константинова следующие документы: «Экуменическое движение и Православная Церковь», «Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви», «Ватикан и Православная Церковь», «Англиканская иерархия», «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их», «О результатах переговоров между делегациями Русской Православной и Римско-католической Церквей по нормализации отношений православных и католиков восточного обряда в Западных областях Украины».

В заключение иерей Константинов призывает кодифицировать церковное законодательство, чтобы оно, наконец, заработало. «Таким образом, именно сейчас, когда перед церковно-правовой наукой стоят такие важные задачи, необходимо проводить эту работу, потому что систематизация и кодификация церковно-правовых актов является логическим завершением канонического творчества и должна помочь создать однозначную, понятную, работающую систему церковного законодательства Русской Православной Церкви».

Однако некоторые православные канонисты высказывают сомнения в необходимости кодификации церковного законодательства. Так нужна ли систематизация церковно-законодательных актов Русской Православной Церкви при помощи правовых инструментов светской юриспруденции? Этот вопрос мы предложили на обсуждение нашим читателям.

 

Но церковное законодательство отличается от светского той весьма важной особенностью, что каноны установлены в Церкви Духом Святым, а не людьми. Вот как об этом говорит преподобный Серафим Саровский: «<…> правила и предания Святых Апостолов <…> разъяснены и утверждены окончательно раз и на всегда их святыми преемниками - святыми Отцами, руководимыми Духом Святым на Семи Вселенских Соборах. Горе тому, кто одно слово прибавит или убавит. Наша Церковь не имеет никакого порока. Горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть столп и утверждение истины и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее. То есть она будет неизменна до конца, второго Пришествия. Всякое желание внести якобы усовершенствования и изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь. Желание создать свою особую церковь по измышлениям разума человеческого, отступление от постановлений Духа Святаго есть хула на Духа Святаго, которая не простится во век. Так поступали и будут поступать все отпавшие от единения со Святой Апостольской Церковью, о чем святой Апостол Павел говорил: такие апостолы лукавые принимают вид апостолов Христовых, и не удивительно, ибо и сам сатана вид ангелов света. Поэтому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды. Но конец их по делам их».

 

Кто-то спросит: «А если какие-то каноны уже не работают?» В частности, такое обычно говорят о канонах, касающихся отношений с инославными.  На это можно ответить словами преподобного Иустина Поповича: «Эти правила обязательны для нас и сегодня в наших отношениях с католиками».

 

Это -  святоотеческое отношение к церковному законодательству. Преподобный Феодор Студит пишет: «Есть Божественные законы и правила, которые руководят каждым благочестивым, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь». Тот же святой говорит: «Мы православны и питомцы Кафолической Церкви, отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные Вселенские и Поместные Соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления. Ибо не вполне, а наполовину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется Божественными правилами».

 

Если же человек не исполняет каноны, то таким преподобный Амвросий Оптинский советует не отменять их, а укорять себя в неисполнении. Через такое делание человек, по крайней мере, стяжет смирение, чего так не хватает всем модернизаторам и перестройщикам обновленческого крыла РПЦ.

 

Андрей Кузьмин

По материалам форума «Добрые вести»

Написать комментарий