Образец истинного пастыря

Образец истинного пастыря

Образец истиннаго пастыря, представляемый жизнью святителя Феодосия Черниговского.

I. Между другими наставлениями, какия заповедал своему ученику-епископу ефесскому Тимофею святый апостол Павел, содержится и такое наставление: будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Этот завет апостольский епископы, как предстоятели церквей, старались осуществлять в своей жизни. И воспоминаемый ныне великий святитель, архиепископ черниговский Феодосий, воплощал в себе образец истиннаго пастыря.

II. а) Слово его было мудро, растворено благодатию. Он назидал своими речами своих пасомых при жизни; назидает всех нас и теперь. В своих видениях он нередко наставлял людей верующих на путь спасительной жизни: научал ходить в храмы Божии, говеть, исполнять уставы святой Церкви, слушать в храмах молебныя и акафистныя пения, молиться пред чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповедываться в своих согрешениях и приобщаться святаго Тела и Крови Господней. Был святитель Феодосий правдив и говорил только слова правды.

б) Подавал собою святитель Феодосий образец «в вере и в житии». Сильна и непоколебима была вера святителя в живаго Господа Бога и в Его святой Промысл. Всею душею и сердцем святитель Феодосий был предан Господу и Его заповедям. Жил он так, как велит закон христианский. С юности святитель отличался смирением, терпением, воздержанием и трудолюбием. С ранняго возраста он начал жизнь подвижническую, святую, — был инок в истинном смысле этого слова. Любя иночество сам, святитель Божий старался проводить иноческое житие и среди других: как игумен сперва Корсунской обители, потом Выдубецкой, а по переходе в Чернигов — Елецкой обители, святитель Феодосий много заботился об устройстве в них жизни на строгих иноческих началах. Святая, подвижническая жизнь Феодосия Углицкаго доставила ему великое уважение сначала со стороны киевлян, а потом и от жителей черниговской области. Ему давали важныя поручения, например, отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа луцкаго Гедеона на каФедре митрополита киевскаго. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, блюститель киевской митрополии, еще в 1674 году в письме своем пророчески передавал Феодосию желание свое, чтобы «имя его написано было на небесах». Когда тот же архиепископ Лазарь Баранович сблизился с Феодосием и узнал его высокия нравственныя качества, то пожелал иметь его своим постоянным помощником. Самый добрый отзыв дал об архимандрите Феодосии патриарху Адриану архиепископ Лазарь, когда вместе с гетманом Малороссии просил патриарха назначить Феодосия помощником ему, Лазарю, в управлении черниговскою епархиею. Вместе с гетманом преосвященный Лазарь Баранович засвидетельствовал, что «пречестный архимандрит Феодосий муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом каФедры и епархиею черниговскою». За свои высокия нравственныя качества Феодосий и был возведен в Москве патриархом Адрианом 13 сентября 1692 года в сан архиепископа; до самой кончины преосвященнаго Лазаря († 3 сентября 1693 года) был у него ревностным помощником, а после смерти Лазаря Барановича «с отрадою и утешением» для паствы (как говорится в одном донесении от гетмана Малороссии из Батурина) «восприял архиерейский черниговский престол преосвященный Феодосий Углицкий, который (сказано в том же документе) своими добротами может украсить церковь и благоразсмотрением устроить дел правление». До какой высокой степени нравственнаго совершенства святитель Феодосий достиг в своем святительском звании, — видно из того, что Господу Богу было угодно сохранить нетленными его мощи после погребения его тела в Борисоглебском соборе. Так по истине нужно сказать о святителе Феодосии: исполнил он в совершенстве завет святаго апостола Павла, был «образец для верных в вере и в житии», и доселе остается тем же «образцем» для верных чад Церкви Православной.

в) На основании приведенных в тексте слов святаго апостола Павла (из его 1-го послания к Тимофею) нужно восполнить образ святителя Феодосия углицкаго еще некоторыми высокими нравственными чертами. Епископы, по апостолу, кроме того, что должны служить для «верных образцами в слове, в вере и в житии», — должны еще подавать в себе самих «пример в любви, в духе и в чистоте». Святитель Феодосий пламенел любовию к Господу и к своим ближним. Любовь к Богу преисполняла все его существо с самых ранних лет: умом он возносился к Творцу, когда пребывал в храмах Божиих и по иноческим обетам слушал в них службы Божии. Дух, или настроение его, от частаго обращения к Создателю, все более и более отрешался от мирских сует и забот. Помыслы становились все чище и чище; чувствования приближались к небесному, воля направлялась на предметы свойства неземного. Так постепенно все его существо претворялось: плотския помышления уничтожались, а духовныя брали над ними верх; в сердце водворялась чистота, сродная с ангельскою чистотою; мир неземной водворялся в его душе. Так стал он человеком, который был в постоянном общении со Христом Спасителем. Благодать Святаго Духа действовала в нем и чрез него претворяла все его существо. По апостолу стал он человеком «духовным», который имеет в себе самыя высокия христианския качества: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Благодать Святаго Духа претворяла и самый телесный его состав. Тело его, по апостолу, становилось «храмом Святаго Духа» (1 Кор. 6, 19); оно готовилось к тому, чтобы, как говорит святый Псалмопевец, «ни одна кость его не сокрушилась» (Псал. 33). Дух Святый оживотворял тело Феодосия Углицкаго, — и оно осталось в нетлении. Теперь прошло уже 200 лет со времени кончины угодника Божия Феодосия Углицкаго, а телесный состав его пребывает в нетлении и до сих пор, источая многообразныя исцеления для притекающих с верою ко гробу его. Как некогда при апостоле Петре «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящаго Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15); или, как свидетельствует книга «Деяний апостолских», во время двухлетняго пребывания в Ефесе другого апостола, святаго Павла, «Бог творил немало чудес руками» его, Павла, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11-12); как некогда от телесных составов апостолов — Петра и Павла — совершились великия чудеса и знамения: так угодно было Господу Богу, чтобы и в наши времена от нетленнаго телеснаго состава святителя Феодосия Углицкаго тоже совершались многоразличныя исцеления и знамения. Как многообразны эти проявления милости Божией чрез святителя Феодосия! То слышишь изумительный разсказ от самой исцеленной (Анны Стефановской) и от ближайших к ней лиц: как она страдала более 3½ лет от неизлечимой болезни, как, безплодно лечили ее многие врачи, как ее, несчастную, с трудом довезли до собора в экипаже на подушках, как внесли на подушках же в церковь и потом в пещеру, как, по совершении панихиды у мощей угодника Божия, больная вдруг взялась сама за железную решетку у гроба святителя, потом сама встала и приложилась к святым мощам, затем вышла по крутой лестнице из пещеры, отправилась в Троицкий монастырь и слушала, сидя в креслах, молебен и акафист пред чудотворным черниговским Ильинским образом Пресвятыя Богородицы, — и стала совершенно здоровою. То слышишь не менее удивительное повествование от почтенной старушки-инокини Каменскаго монастыря, как Господь Бог исцелил по молитвам святителя Феодосия ее, приговоренную уже к смерти, — послав к ней ночью неведомую монахиню с блюдом святителя Феодосия, из котораго она выпила невыразимо приятную воду, — и она, лежавшая в совершенном разслаблении тела, получила тотчас же полную возможность стать самой с одра смерти, пасть на колени пред иконами с усердною молитвою и потом свободно говорить, ходить и действовать (ухаживавшая за этою инокинею монахиня упала в обморок, когда в первый раз увидала ее здоровою в келье после случившагося необычайнаго чуда исцеления). Приходилось слышать случаи изгнания бесов из бесноватых, исцеления от немоты, от глухоты, от слепоты, от неизлечимых разных болезней внешних и внутренних, когда врачи оказывались совершенно безсильными, — приходилось выслушивать разсказы простых людей, которые с полною верою свидетельствовали о знамениях милости Божией, проявленной чрез угодника Божия Феодосия или на них самих, или на лицах к ним близких. Можно было бы долго и много беседовать о разных чудесных проявлениях любви к ближним от святителя Феодосия углицкаго. Но для этого не достанет времени.

III. В наши времена неверия и различных сомнений, когда так много людей, удаляющихся от святой Церкви Православной, прославление Богом святителя Феодосия имеет особое значение. Более честные и добросовестные из людей неверующих, сомневающихся, взирая телесными очами на нетленныя мощи угодника Божия Феодосия Углицкаго и слыша и читая о разнообразных проявлениях милости Божией чрез того-же угодника, притом о таких проявлениях, о которых разсказывают люди живые, достовернейшие свидетели-очевидцы, — говорю, такие люди, хотя не в большом числе, не вразумятся-ли сами, не поймут-ли, что доселе они глубоко заблуждались и шли по неверному пути? О, если бы Господь Бог Своею благодатию коснулся сердец и этих людей! Не уразумеют ли и они, что спасительный путь только и можно обрести в святой Церкви Православной, где находятся истинные пастыри стада Христова, подобные святителю Феодосию Углицкому, которые и жили свято, и удостоились от Господа нетления телесных составов, и источают от мощей своих токи чудотворений и разнообразных милостей. Дал бы Бог, чтобы хотя немногие из раскольников и сектантов, подумав об этом, обратились к истине. Всем чадам Церкви Православной подается также урок: твердо и непоколебимо держаться святой веры православной, укреплять в ней колеблющихся братий, вразумлять заблудших, наставлять неразумных, подражать в житии угоднику Божию святителю Феодосию углицкому.

Угодниче Божий, святителю Феодосие! Молитвами твоими ходатайствуй пред Господом Богом за всех нас — чад твоих! Ты наш пастырь, а мы — овцы твоего словеснаго стада! Сохрани нас твоими молитвами пред Богом в чистой вере православной и утверди в житии христианском! Аминь. 

Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко.
(Сост. по слову Антония, еписк. Черниговск. См. Ц. Вед. 1896 г. № 38).

Написать комментарий