Исключение Литургии оглашенных из богослужения – хула на Святого Духа

Исключение Литургии оглашенных из богослужения – хула на Святого Духа

Не так давно у нас состоялся разговор с одной верующей женщиной, которая рассказала о новом веянии в современной литургической практике. Ранее она побывала у своих знакомых на юге России и в воскресный день пошла вместе с ними на службу в сельский храм, желая причаститься Святых Христовых Таин. Однако на Литургии ее ожидало неожиданное искушение: она не услышала положенных по чинопоследованию Литургии молитв об оглашенных. Женщина смутилась и решила отложить Причастие до того момента, когда представится возможность это сделать на уставном богослужении. Пастырь, оправдывая свои действия, сказал, что в некой «древней Церкви» Литургии оглашенных не существовало. Женщина попросила прокомментировать наше издание данную практику.

К сожалению, это не единичный случай. В последнее время данная практика уже даже введена в богослужебный обиход на некоторых приходах нашей Церкви. Наряду с приведенными выше оправданиями имеются и другие. Например, что дедогматизация обряда – это ересь. Или о том, что оглашенных давно нет, а Литургия оглашенных – пережиток прошлого, остаток формы без внутреннего содержания, и прочие нелепые глаголы.

Что касается ереси, то здесь, как говорится, проблема переносится с больной головы на здоровую.
Согласно каноническому учению Церкви, ересь – это искажение Православного вероучения. Один из авторитетнейших толковников церковных правил византийский канонист Иоанн Зонара пишет: «еретики суть все, мыслящие несогласно с Православною верою…» (Толкование 6 правила II Всел. Собора в Аф. Синт., II, 182). 

По поводу формы без содержания в молитвах об оглашенных священномученик Серафим (Звездинский) замечает: «Теперь этот возглас имеет для нас другое значение, им мы приглашаемся взглянуть в свое сердце, всё ли там приготовлено для принятия грядущего Господа к самому торжественному моменту Литургии. „Оглашеннии, изыдите" — для нас значит теперь требование изгнать все помыслы, всё земное, чтобы встретить Царя Славы.
Помыслы постоянно владеют нами. Одни устраивают в нашей душе куплю-продажу, вносят в неё шум и смятение, как на рынке; другие устраивают собрания и совещания, вносят те или другие рассеяния. Третий разряд мыслей — вбежавшие случайно, незаметно. Все эти мысли нужно изгнать. Проверить себя нужно, верны ли мы Христу, не оскорбили ли Его, не ушли ли от Него. Вслед за этим оставшиеся приготовляются усиленною молитвою к наступающему торжественному моменту Богослужения» (https://vk.com/topic-125115123_39014187).

Что касается чинопоследований древней Церкви, то отсылка к ее богослужебной практике – типичная манипуляция. За два тысячелетия своего существования Православная Церковь накопила огромный богослужебный опыт. Литургическая сокровищница ее пополнялась не иезуитской схоластикой и протестантским теологическим жонглерством, а молитвами святых мужей – мучеников, святителей и преподобных, водимых Святым Духом. Современное церковное богослужение – наследие наших новых мучеников и исповедников, которые отдали свою кровь, защищая его от обновленцев, для того чтобы мы имели возможность беспрепятственно молиться по этим богодухновенным чинопоследованиям. На фоне их страданий выглядит откровенным кощунством умничание современных модернистов, которые по лености сокращают богослужение.

Если рассмотреть проблему под иным углом, то окажется, что за сокращение православного богослужения последовательно выступают еретики-католики, в частности преподаватель Папского Восточного института иезуитский «архимандрит» Роберт Тафт. Видимо, ему было бы желательно, чтобы и наша Литургия сократилась до 20 минут, как это стало с современной католической мессой в результате реформы Второго Ватиканского собора.

Среди восточных Церквей первыми в свою богослужебную практику ввели сие новшество греки, которых модернизм довел ныне до раскола, - в частности Элладская Православная Церковь. Т.о. современные реформаторы, сокращающие Литургию оглашенных, подражают греческим раскольникам.

Наконец, имеется по данному вопросу и прямое святоотеческое суждение – текст пророчеств преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, записанный с его слов «служкой Божией Матери и Серафимовым» Н.Л. Мотовиловым и переданных им С.А. Нилусу: «Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их… До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России… Потом настанет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам, Св. Апостолам, о создании Церкви Христовой и ее правил, и заповедавшего им: "Шедше научите все народы тому, что Я заповедал вам”. Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда их Св. Преемниками – Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах. Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит, наша вера не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее...» (https://chernec71.livejournal.com/312464.html).

Т.о. все оправдания в пользу удаления из чинопоследования Евхаристии Литургии оглашенных – ересь и хула на Святого Духа.

Подготовил Александр Павлов


Написать комментарий