ОБВИНЕННЫЙ В ПОСОБНИЧЕСТВЕ ГИТЛЕРОВЦАМ

ОБВИНЕННЫЙ В ПОСОБНИЧЕСТВЕ ГИТЛЕРОВЦАМ

Житие священномученика Василия (Смоленского). Сщмч. Василий родился в 1869 г. в с. Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губ. в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских. Окончив в 1891 г. Московскую Духовную семинарию, Василий был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в с. Ламишино Пятницкой волости Звенигородского уезда Московской губ.

В 1918 г. о. Василий был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда он был освобожден через 7 дней по невиновности.

Однако очередное усиление гонений на Церковь не миновало его. В сентябре 1929 г. местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника Василия. Некая комсомолка показала, что однажды священник, встретившись с ней, поздоровался и спросил, правда ли, что комсомольцы собираются устраивать спектакль в Страстную пятницу. И узнав, что это правда, заметил, как бы им от этого не было плохо, и посоветовал этот вопрос продумать. Она показала также, что в их районе живет очень много верующих людей, среди которых священник пользуется большим авторитетом, что мешает проводимым комсомолом мероприятиям, однако никаких антисоветских выступлений со стороны священника не замечалось. Комсомолец со своей стороны показал, что ему действительно повстречался на дороге священник и, узнав, что комсомольцы собираются организовать пионерский отряд, просил не показывать детям ничего худого.

19 октября 1929 г. о. Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве; после допросов, 18 ноября 1929 г. священник был сослан на 3 года в Северный край, в г. Онегу.

14 августа 1933 г. отец Василий вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села за 101 километр от Москвы, и он поселился в с. Холмец Шаховского р-на Московской обл., и с 24 октября того же года стал служить там в Никольской церкви. Имея к этому времени все церковные награды, о. Василий ко дню святой Пасхи в 1934 году был награжден митрой.

В августе 1936 г. в храме в с. Черленково состоялась беседа, на которой присутствовали служивший здесь священник, диаконы и монахини, она коснулась проводимых советской властью политических судебных процессов; на сообщение об этом одного из диаконов, диакон Иоанн Фелицын заметил, что их все равно всех перебьют. За такую неосторожность в высказывании в сентябре 1936 г. НКВД арестовало по доносу всех участников беседы. Был допрошен и о. Василий, как знакомый диакона. По малодушию он вместе со всеми подтвердил все предложенное следователем.

В мае 1941 г. прот. Василию (Смоленскому) было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в с. Ново-Никольское Ярославской обл. В новом месте о. Василий 4 месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, и по отказе он уехал в деревню Кончеево Смоленской обл.; здесь его застала война. Когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, он, уходя от немцев, вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии. Там о. Василий принял решение возобновить богослужение.

26 октября 1941 г. в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно. При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок.

В январе 1942 г. немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Прот. Василий продолжал служить в храме. Коммунистические власти, несмотря на войну, не изменили своего отношения к Христианству, и, как только отодвигалась линия фронта, на освобожденной от оккупантов территории тут же возобновлялись гонения. От преследований не спасали ни тяжкие болезни, ни возраст – о. Василию исполнилось в то время 73 года. 2 марта 1942 г. он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Начались многодневные допросы.

– Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? – спросил его следователь.
– На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, – ответил священник.
– Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?
– В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.
– Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?
– Когда я приехал в село Холмец, их там не было.
– О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?
– Да, было известно.
– Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?
– В селе Холмец я остался со всеми верующими.
– То есть остались дожидаться немцев?
– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
– Где и кому служить?
– Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.
– Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?
– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.
– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
– В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.
– Что вы им в свою очередь говорили?
– На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».
– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
– Таких молебнов я не служил.
– А проповеди произносили?
– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.
– Вы говорите неправду.
– Я показываю так, как было.
– Покажите о своей предательской деятельности.
– Предательской деятельностью я не занимался.

Следствие утвердило обвинительное заключение: «находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, <прот. Василий> вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником...».

Прот. Василий Смоленский скончался в больнице Таганской тюрьмы 12 июня 1942 г. и был погребен в безвестной могиле. Дело его, однако, продолжало рассматриваться, и 15 июля 1942 г. Особое Совещание приговорило о. Василия к расстрелу. Однако приговор над ним уже совершиться не мог.

 

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века,
составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май».
Тверь. 2007.

Написать комментарий