Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(28-03-2020, 00:02)

Комментарий преподобного Никодима Святогорца на 28-е правило Трулльского Вселенского Собора

В свете обоснования антикоронавирусных мер ссылками на «Пидалион» прп. Никодима Святогорца предлагаем Вашему вниманию статью греческого богослова Василия Тулумциса с разъяснением ряда неоднозначных моментов. 

В эти дни из-за общей суматохи вокруг коронавируса среди прочего возникла дискуссия о том, должна ли церковная власть изменить образ преподания Святого Причастия. Слышатся различные мнения, комментирование которых не входит в задачи настоящей статьи. Я прекрасно понимаю, что всё что то, что звучит и предлагается, преследует определённую цель, особенно то, что происходит из широкой журналистской и политической среды. Впрочем, даже те предложения, которые представляются как богословские, бесплодно муссируются в среде внутреннего потребления, и, к счастью, не имеют никакого воздействия на церковное тело.

Я хотел бы обратиться к одному конкретному тексту, который распространяется в двух вариантах и содержит комментарий прп. Никодима Святогорца на 28-е правило Трулльского Вселенского Собора.

Очевидно, второй вариант этого текста некритически воспроизводит результаты первого. В целом, церковные тексты нельзя изучать вне их исторического контекста и духа канонов, поскольку существует явная опасность неверного толкования. Я полагаю, что вырывание комментария прп. Никодима из контекста толкуемого им правила приводит к явно неверному истолкованию буквы и духа прп. Никодима. В частности, в тексте, опубликованном первым, автор приходит к выводу, что прп. Никодим побуждает священников и архиереев причащать больных чумой из отдельной Святой Чаши. Этот сосуд вместе с лжицей после их использования следует омыть уксусом, а уксус затем вылить в алтарный колодец. Исходя из этого факта, заимствованного из церковной традиции, исподволь утверждается идея о возможности передачи вируса через Божественное Причастие, что якобы заставило прп. Никодима вернуть более древнюю литургическую практику и предложить дезинфицирующие меры гигиены святых сосудов.

«Другими словами, больные чумой не причащаются из общей Святой Чаши, но из отдельного сосуда, из которого затем священник не потребляет, но просто омывает его уксусом. Зачем же такая практика? Разве не в целях профилактики и предотвращения заболевания?» (sic).

Таков вывод из чтения данного вырванного из контекста комментария прп. Никодима. Поэтому я хотел бы представить другую точку зрения, исходя из контекста соответствующих правил.

28-е правило Трулльского Собора повторяет содержание 3-го и 4-го Апостольских Правил. Эти правила говорят о запрете на приношение других веществ и плодов для совершения бескровной Божественной Евхаристии помимо тех, которые для этого установлены.

«Если какой-либо епископ или пресвитер, вопреки установлению Господа о жертвоприношении, принесёт в алтарь что-либо иное: мёд, молоко или приготовленный сикер вместо вина, птицу, каких-нибудь животных или овощи, вопреки установлению, да будет извержен из сана. Исключение составляют молодые зерна и виноград, приносимые в подобающее время. Да не будет позволено доставлять в алтарь что-либо иное, кроме елея для светильника и фимиама, ко времени святого приношения» (3-е Апостольское Правило)[i].

Всё остальное, будь то начатки плодов или приносимое в качестве даров, остаётся вне святого алтаря и там благословляется.

В том же духе составлено и 28-е правило Трулльского Собора[ii], повторяющее тот же запрет широко распространённой практики, поскольку

«некоторые люди приносили на святую трапезу виноград, а иереи смешивали его с Пречистыми Тайнами и преподавали народу то и другое вместе, постольку настоящее правило предписывает отныне и впредь ни одному иерею так не делать, но Святое Причастие преподавать отдельно тем, кто достоин, для отпущения их грехов и оживотворения. Виноград же как первый урожай благословлять особой молитвой и преподавать людям, с тем чтобы они воздавали благодарение Богу, дающему такие плоды, питаясь которыми возрастают и укрепляются наши тела»[iii].

Прп. Никодим толкует это правило и, помимо самого толкования, желая исправить современную ему неправильную литургическую практику, пользуется удобным случаем и добавляет следующий комментарий*:

«Следовательно, и иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в изюмину**, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого находящиеся при смерти*** или больные могут принимать его посредством лжицы****. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надёжным и каноническим способом»[iv].

Прежде всего, следует разъяснить, что комментарий прп. Никодима относится к особому случаю причащения больных, которое происходит не в рамках Божественной Литургии, совершаемой в храме, но вне его, в незапланированное время, в тех известных случаях, когда священник берёт из дарохранительницы частицу высушенного Хлеба, освящённого в Великий Четверток, и приносит его лежачему или любому больному, неспособному прийти для участия в общей Божественной Евхаристии[v]. Следовательно, в любом случае неуместно использовать этот комментарий для того, чтобы утверждать о необходимости принятия мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний через Божественное Причастие, когда совершается Божественная Евхаристия.

Прп. Никодим, очевидно, имеет в виду духовных лиц, которые по маловерию не причащали больных чумой обычным способом, но приходили к ним домой или в медицинские учреждения, где они были изолированы, помещали преждеосвящённый Хлеб (Тело и Кровь Христовы) в изюмину, которую и давали больным, чтобы избежать любого контакта между последними и священными сосудами. Итак, этих священников и архиереев, которые в нарушение вышеупомянутых правил примешивали к Божественному Причастию другие вещества (в данном случае изюм), прп. Никодим побуждает причащать больных исключительно обычным способом с помощью лжицы, снисходя к их маловерию позволением после использования омывать священные сосуды уксусом, чтобы через это успокоить возникающий у них помысл.

Если бы прп. Никодим имел склонность к микробофобии, как некоторые из наших современников относительно Святой Чаши, он, несомненно, сделал бы свои предписания по дезинфекции общими, а не адресовал бы их только маловерным священникам, которые использовали изюм. К тому же он пространно разобрал бы этот вопрос, а не ограничился бы лишь одним кратким комментарием. Итак, становится понятно, что центр тяжести того, о чём говорит прп. Никодим, – не преподание Таин из отдельной Чаши и затем её дезинфекция, как ошибочно утверждается современными комментаторами, а то, чтобы не примешивать лишние плоды или другие вещества к Божественному Причастию. Ясно, что он пытается подчеркнуть необходимость причащать больных установленным способом, борясь с импровизированными антиканоническими практиками некоторых священников. Это подтверждается также заключительным предложением:

«Или же они могут причащать каким угодно другим, более надёжным и каноническим способом».

То есть, он напоминает малообразованным и маловерным служителям о канонических нормах. Прп. Никодим, глубокий знаток, систематический исследователь и толкователь священных правил, прекрасно знает о каноническом способе совершения и преподания Таинств, который он стремится донести через свои комментарии, связывая его с современными ему реалиями и практиками.

Итак, прп. Никодим ни в коем случае не сомневается и не боится возможности передачи болезней через Божественное Причастие. Церковное Предание, подлинным носителем которого в данном случае выступает прп. Никодим, эта похвала афонского монашества, утверждает обратное. Действительно, даже в современной священнической практике любое омовение священных сосудов после Божественного Причастия носит исключительно характер благочестия, чтобы предотвратить возможность того, что в них останется хотя бы малейшая частица Пречистых Таин, и никогда никто не говорил о возможности передачи заболеваний. Всё сказанное выше является лишь простой попыткой восстановить истину посредством систематического, а не поверхностного подхода к текстам нашего Предания.

Перевёл с греческого М. В.
Источник: https://www.pemptousia.gr/2020/03/o-scholiasmos-tou-ki-kanona-tis-penthektis-ikoumenikis-sinodou-apo-ton-agio-nikodimo-ton-agioriti/
Аналитический центр свт. Василия Великого
https://stbasil.center/2020/03/25/st-nikodimos-agioretes-regarding-holy-communion/
_______________________________________________________
[i] Πηδάλιον τῆς νοητῆς νηὸς τῆς Μιᾶς Ἁγίας Καθολοκῆς καὶ Ἀποστολικῆς τῶν Ὀρθοδόξων Ἐκκλησίας ἤτοι ἅπαντες οἱ Ἱεροὶ καὶ Θείοι Κανόνες παρὰ Ἀγαπίου Ἱερομονάχου καὶ Νικοδήμου μοναχοῦ. Ἀθῆναι: Ἀστήρ, 1957. Σ. 4. Русский перевод: Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. Т. 1. С. 186.

[ii] «Поскольку мы узнали, что в различных Церквах, когда в алтарь по некоему укоренившемуся обычаю приносят виноград, священнослужители, соединяя его с бескровной жертвой приношения, то и другое вместе разделяют затем народу, мы постановили, чтобы впредь никто из посвящённых так не делал, но во отпущение грехов и оживотворение преподавал народу одно только приношение. Подношение же винограда иереи пусть рассматривают как приношение начатков и, благословляя его отдельно, преподают просящим в благодарение Подателю тех плодов, питаясь которыми, наши тела, по Божественному повелению, укрепляются и возрастают. Если же какой-либо клирик поступит против предписанного, да будет извержен (Πηδάλιον. Σ. 243. Русский перевод: Пидалион. Т. 2. С. 239).

[iii] Πηδάλιον. Σ. 243. Русский перевод: Пидалион. Т. 2. С. 239–240.

* Мы подправили не вполне удачный русский перевод данного комментария, который во многом затемняет его смысл. – Примеч. переводчика.

** В русском переводе «σταφίδα» неверно переведено как «виноград». В отличие от винограда, изюм доступен в любое время года. – Примеч. переводчика.

*** В русском переводе «μόρται» (по всей вероятности, от лат. mors – смерть) переведено как «могильщики». В данном случае и лексически, и по смыслу речь идёт скорее о людях, находящихся при смерти. – Примеч. переводчика.

**** В русском переводе «брать», хотя очевидно, что больные берут Причастие не сами, а получают (λαμβάνουν) его от священника. – Примеч. переводчика.

[iv] Ibid.

[v] Для тех, кто, возможно, не знает, разъясняем, что поскольку эти случаи возникают в любое время (утром, днём, ночью), а священник не всегда имеет возможность потребить Дары, он употребляет необходимое количество Причастия, а избыток, если таковой останется, помещает, не потребляя, в дарохранительницу на святом престоле.


Каковы «рекомендации» по открытию храмов от РоспотребнадзораЧиновники ведомства настаивают на целом ряде ограничений при возобновлении допуска верующих на богослужения. Стариков в храмы пускать они не хотят… Роспотребнадзор продолжил указывать Русской Православной Церкви как ей осуществлять богослужения, Таинства и церковные церемонии в условиях карантина и при возобновлении допуска в храмы верующих мирян. Надо сказать, что требования к духовенству и верующим оказались едва ли не строже, чем...

Вся жизнь – онлайн?Человек рожден для жизни в реальном мире. Бог создал этот мир для человека, сделав его венцом Своего творения, и дал ему дар – владеть миром. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26-27). 

В храмы ходить будет нельзя…Многие из нас помнят пророчество преподобного Кукши Одесского: «Церкви будут, но ходить христианину православному в них нельзя будет». Вот и дожили мы до этих времен, когда верующему, чтобы сходить на праздник в храм Божий или помолиться в воскресный день, препятствуют не только государственные власти и полиция, но и сами архиереи и настоятели. Недавно попробовал выписать QR-код, чтобы в воскресенье пойти в храм...

Что будет дальше с православными храмами?Буквально года полтора-два назад вышел указ – установить во всех православных храмах видеокамеры. Тогда еще не было и разговоров о коронавирусе и пандемии. Но сейчас стало абсолютно ясно, для чего нужны эти камеры. Их предназначение – осуществлять контроль над людьми, приходящими в храм. Из-за всей этой фейковой пандемии Православие оказалось под колпаком. Некоторые политики предлагают вообще оставить храмы закрытыми навсегда...

Календарь

«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Июнь 2020 (5)
Май 2020 (132)
Апрель 2020 (149)
Март 2020 (143)
Февраль 2020 (74)
Январь 2020 (107)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Ныне, дети, вы слышали в Евангелии, что Господь Иисус Христос пред страданиями Своими возвел очи Свои на небо и молился об учениках Своих. Он молился о том, чтобы после Его отшествия, когда ученики Его останутся одни в этом мире среди людей, которые гнали и ненавидели Его, Бог Отец сохранил их от всякого зла, чтобы они остались такими же чистыми, какими были во время земной жизни Самого Господа Иисуса Христа. Господь потому молился об этом, что если ученики Его останутся чистыми и святыми, то все люди, которые будут слушать их...

искусственный интеллект, контроль над людьмиИскусственный интеллект – это область науки и инжиниринга, которая занимается разработкой и созданием компьютерных программ и машин, обладающих интеллектом. Работа такой программы построена на случайном выборе переменной – это могут быть числа, слова, предложения. То есть программа из списка сама условно выбирает то или иное цифровое значение и выполняет команду (запрограммированное ранее действие). В этом и заключается интеллектуальность – в возможности программы самой делать выбор. Список ее действий составляет человек; соответственно, программа ограничена, она может выполнять только те команды, которые прописал человек. К примеру, создается условие. 

Экономист Валентин Катасонов о цене утечки при «цифровом концлагере»Экономист Валентин Катасонов назвал цену утечки при «цифровом концлагере». По его мнению, планы по запуску мобильного приложения в дополнение к бумажному паспорту, анонсированные главой Минкомсвязи, — это начало всеобщей цифровизации персональных данных. В такой ситуации повышается угроза слива информации. «Это как нашему геополитическому противнику просто принести на блюдечке с голубой каёмочкой все наши секреты», — заметил эксперт. Профессор Валентин Катасонов прокомментировал в интервью Царьграду заявление главы Минкомсвязи Максута Шадаева о планах запуска мобильного приложения в России, которое может стать дополнением к бумажному паспорту. 

© Русь-Фронт
Православие в России